Никто не расскажет о сказах Павла Бажова так, как это сделает житель Урала. Это и понятно, есть «вещи», на которых надо вырасти, есть воздух, которым надо надышаться, есть люди, для которых всё это — камни, недра, уральские промыслы — не просто слова, а жизнь. Поэтому, прочитав в начале отзыва о сказах Бажова слова «Мы, уральцы...», я поняла, что это будет особенный рассказ. И не ошиблась. Желаю и вам, друзья, окунуться в отзыв Елены Егоровой как в волшебную и отчасти реальную сказку, наполниться красивыми историями и напевным русским языком.
Урал... Край вечных гор, дремучих лесов, быстрых рек, голубых озёр. Край трудолюбивых мастеров и красочных самоцветов, описанный Павлом Петровичем Бажовым.
Мы, уральцы, с почтением относимся к нашему земляку, который в своём творчестве воспевал наш красивейший край, богатство его недр, гордых и сильных духом мастеровых. По сказам Бажова можно изучать географию, историю и промыслы Урала.
В детстве я много раз читала сказы Бажова. Моими любимыми были «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Огневушка-Поскакушка». В нашей семейной библиотеке книг Бажова не было, поэтому я очень обрадовалась, когда в прошлом году купила полное собрание уральских сказов, две повести и «Уральские были» издательства Азбука. Всего Бажов написал 56 сказов, я расскажу о семи.
«Железковы покрышки»
Случилось это после 1905 года. Царь призвал к себе Фаберже и велел ему приготовить царице дорогой подарок. Фаберже призадумался: из какого камня смастерить подношение, ведь бриллиантами и изумрудами царицу не удивишь. Решил посоветоваться со своими мастерами, и один старик подсказал, что для такого случая самым лучшим камнем будет малахит. Доверенный Фаберже едет на Урал, чтобы найти «камень настоящий и спокойного цвету», но в те годы рудники «в полном забросе стояли». Только у одного Евлахи по прозвищу Железко водился малахит. Ему и заказали сделать альбом с малахитовыми крышками для царской особы. Евлампий, сравнивая малахит с бриллиантом, говорил: «Наш вон много дешевле, а в сердце весну делает, радость человеку даёт».
Французский мастер, увидев малахитовый альбом Евлампия в Санкт-Петербурге, удивился такой работе и захотел с мастером поговорить и всё разузнать. Не мог поверить, что такую красоту из кусочков складывают. Предложил большие деньги Евлампию, чтобы он поделился секретом работы по малахиту. Но Железко ответил, что никогда не расскажет ни за какие деньги , потому что «это наш родной камень, в коем радость земли собрана».
Мой дядя Николай работал в «Уральских самоцветах», очень любил камни, ему была понятна «симфония камня». В память о нём у меня остались малахитовые камни, обработанные его рукой.
«Таюткино зеркальце»
На одном руднике «пошла руда со шлифом». У рудобоев это плохая примета: Хозяйка горы сердится, зеркало разбила, значит, быть обвалу. Хоть и смогли подпереть проход двойным перекладом, работники отказывались идти в забой.
Надзиратель решил отправить Ганю Зарю, самого смирного и беспрекословного работника. Жена и маленький сын у Гани умерли, и остался он с дочкой Таюткой, которая «ему как порошинка в глазу — только о ней и думал». Ганя не стал перечить надзирателю и пошёл в шахту, взяв с собой дочку.
Таютка нашла там зеркало, вдавленное в породу, в котором всё виделось в искажённом виде. Как барыня узнала про это чудное зеркало, захотелось ей такое иметь, только Хозяйка горы разгневалась и наказала её и надзирателя.
«Демидовские кафтаны»
Этот сказ о том, откуда озеро Иткуль получило своё название. Иткуль — «Мясное озеро» по-башкирски. Вот как его описывает П. Бажов: «Берега — песок да камень, сухим-сухохоньки, а кругом сосна жаровая. Как свечки поставлены. Глядеть любо. Вода как стёклышко — все камни на дне сосчитай. Только скрасна маленько. Как вот ровно мясо в ней полоскали».
Одна из легенд гласит будто бы Никита Никитич Демидов обманул башкир в бедной деревеньке у озера. Башкиры бунт подняли и были жестоко наказаны. Главного виновника печальных событий — демидовского подручника — после расправы над башкирами нашли мёртвым на Шайтан-камне.
Иткуль — одно из самых красивых озёр Челябинской области. Вода в нём холодная, одной из причин является большое количество родников. Прозрачность воды пять метров. Главная достопримечательность водоёма — причудливая скала Шайтан-камень, поднимающаяся из воды в двадцати метрах от берега.
«Шёлковая горка»
В этом сказе читатель сначала познакомится с историей Невьянского завода.
Рассказчик признаёт заслуги Демидовых, которые «дело большое поставили, умели и в самом маленьком полезную выдумку поймать и в ход пустить». Но хочет вспомнить и мастеров, которые «немало смекалки и выдумки приложили, чтоб демидовское железо на славу вышло и за границу поехало». Автор сокрушается, что в книгах о них не рассказывается, и поведал историю о Марфуше, демидовской крепостной, которая первая научилась из асбеста нитки прясть, а не Елена Перпенти из Италии как напечатано в книгах.
Невьянский чугуноплавильный завод был учреждён указом Петра. В 1701 году домна дала первый чугун. В 1702 выковали первую партию железа, и завод был передан тульскому оружейнику Никите Демидовичу Антуфьеву (Демидову). Его сын Акинфий возглавил растущее производство.
«Иванко Крылатко»
Сказ про то, как один русский мастер из Златоуста, Иван Бушуев, превзошёл мастерством своего учителя — немца по прозвищу Фуйко Штоф. Иван создал образ крылатого коня на булатной сабле. Самому художнику народ дал имя — Иванко-Крылатко.
В 1815 году по указу государя императора в Златоусте открылась оружейная фабрика, чтобы производить холодное оружие для армии и флота. На фабрику из немецких Золингена и Клигенталя были приглашены мастера-оружейники, а в их числе известный мастер по украшению клинков — Вильгельм Шаф. Самым известным мастером-уральцем стал ученик Шафа Иван Бушуев, основоположник златоустовской гравюры на стали, превзошедший своего учителя. С украшенных шпаг и клинков, которые выпускала фабрика, началось здесь самобытное искусство гравировки и чеканки по металлу, снискавшее мировую известность. Крылатый конь стал эмблемой города Златоуста.
«Надпись на камне»
Бывал Бажов и на озере Синара, и этим местам он посвятил сказ, в котором рассказывается грустная история трагической любви французского художника Каслинского завода Шарло (Шарль) и местной девушки. Вот как Бажов описывает это красивейшее озеро: «Синарское озеро в своей строгой оправе камня и соснового бора всё-таки кажется довольно однообразным. И там, где каменная рама даёт трещины, образуя заливы, переходящие в долочки, — там лучшие места. Строгая красота сосновых колоннад здесь разнообразия кудрявой, шумливой зеленью ольховника, черёмушника и прочей «кареньги», как зовут здесь этот вид чернолесья».
Озеро Синара расположено в Каслинском районе Челябинской области. Каслинский завод архитектурно-художественного литья был основан в 1746 году. До начала девятнадцатого века это было обычное металлургическое предприятие, выпускавшее сортовое железо. В 1843 году каслинские мастера приступили к серийному изготовлению художественных изделий. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году каслинское литье заслужило Гран-при и Большую золотую медаль.
«Золотой волос»
Красивый сказ о башкирском охотнике Айлыпе и его невесте Золотой Волос. Как удалось этому богатырю украсть свою будущую жену, которую её отец, Полоз, держал в неволе. Влюблённым помог спрятаться от разгневанного Полоза Шайтан-камень на озере Иткуль.
Удивительные сказы Бажова прославляют простого человека, его мастерство, талант, труд, смекалку и написаны таким напевным русским языком.
«Сказы ведь тоже не зря придуманы. Иные - в покор, иные в наученье, а есть и такие, что вместо фонарика впереди». (П. П. Бажов)
***
Спасибо Елене за проникновенный рассказ о сказах Бажова! Это было очень красиво и очень познавательно!
Отзыв написан в рамках марафона «Классная классика», который проходил на канале в ноябре 2023 года.