«Никогда не робел Амет-Хан перед неприятелем, даже если он в несколько раз превосходил численностью отряд его самолетов. Он побеждал врага изобретательностью, хитростью, бесстрашием», — так описывал выдающегося советского аса Амет-Хана Султана, дважды Героя Советского Союза, его боевой товарищ Владимир Лавриненков. Амет-Хан прошел всю Великую Отечественную, совершил 603 боевых вылета, сбил 30 самолетов. При этом один из лучших советских летчиков был крайне скромным и мало рассказывал о себе и подвигах. В сегодняшнем материале расскажем о том, как Амет-Хан протаранил немецкий самолет-разведчик и как он помог Юрию Гагарину совершить легендарный полет в космос.
Начало боевого пути
Будущий летчик родился 20 октября 1920 года в Алупке под Ялтой. По документам при рождении он имел следующие ФИО: Амет Султанович Амет-Хан. Однако затем он поменял местами имя и фамилию и стал Амет-Ханом Султаном. В таком обозначении его ФИО указывается в документах военного времени, при этом однополчане звали летчика Аметом. Его отец был по национальности лакцем, мать — крымской татаркой. По поводу своего происхождения Амет говорил следующее:
«Я герой не татарский и не лакский. Я — Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?»
После окончания «семилетки» он поступил в железнодорожную школу фабрично-заводского ученичества. Амет стал работать слесарем в депо Симферополя. Трудовую деятельность Амет-Хан совмещал с учебой в аэроклубе, который окончил с отличием в 1938 году. В 39-м Амета призвали в Красную Армию и зачислили в Качинскую военную авиашколу. Начало Великой Отечественной Амет-Хан встретил летчиком-истребителем на Южном фронте.
Амет участвовал в боях с первого дня войны на самолете И-153 «Чайка». Он участвовал в боях на территории Молдавской ССР, южной части Украинской ССР, Ростовской области. Амет-Хан выполнял задания по разведке позиций врага и штурмовке наземных целей, в ходе которых нанес противнику значительный урон. За свои заслуги в ноябре 1941 года Амет-Хан Султан был награжден орденом Красной Звезды. Эта награда особенно ценна тем, что в первые месяцы Великой Отечественной награждения проходили крайне редко.
В декабре 1941 года Амет был направлен в тыл для переподготовки на британский истребитель «Харрикейн». Затем вернулся в свой полк, который в это время вошел в систему ПВО города Ярославля. Летчик отличился 31 мая 1942 года, одержав свою первую победу. В тот день он заметил вражеский самолет-разведчик Ju-88, одну из самых трудных целей для истребителя. Дело в том, что разведывательные самолеты летали на большой высоте и в случае угрозы так уходили от преследования. Амет-Хану же удалось перехватить противника на высоте 7300 метров.
Завязался воздушный бой, противник изворотливо уходил от пулеметных трасс «Харрикейна». Одной из очередей Амету удалось поразить пулеметную точку противника, однако затем у летчика закончился боекомплект. Тогда Амет-Хан решился на таран, самый опасный маневр в воздушных боях. Он подлетел к противнику сверху и ударил правым крылом по плоскости «Юнкерса». От столкновения «Харрикейну» оторвало крыло, истребитель застрял между мотором и фюзеляжем загоревшегося немецкого разведчика. Амет смог выбраться из кабины и выпрыгнуть с парашютом. За свой подвиг Амет-Хан Султан был награжден орденом Ленина, высшей государственной наградой СССР.
Герой Советского Союза
Летом 1942 года Амет участвовал в воздушных боях под Воронежем, а с августа под Сталинградом на истребителях Як-1 и Як-7. Как признанного аса, Амет-Хана зачислили в 9-й гвардейский полк, где были собраны лучшие советские летчики. Эта часть специализировалась на противодействии немецким асам. Амет блестяще проявил себя в сражениях. К августу 1943 года на счету летчика было 359 боевых вылетов, 79 воздушных боев, 11 сбитых самолетов лично и 19 в группе. За свои подвиги Амет-Хан Султан был удостоен звания Героя Советского Союза.
В январе 1944 года Амет в паре с Героем Советского Союза Иваном Борисовым вынудил приземлиться на советском аэродроме немецкий связной самолет «Физелер-Шторх». После беглого осмотра военного трофея без консультаций с пленным экипажем он успешно облетал совершенно незнакомую машину, которая имела сложную механизацию крыла. Свое высокое мастерство пилотирования летчик еще не раз проявлял в боях. Всего за годы Великой Отечественной на его счету было 30 личных и 19 групповых побед. Последнего противника Амет сбил 29 апреля 1945 года под Берлином.
За свои заслуги Амет-Хан Султан в июне 1945 года был второй раз удостоен звания Героя Советского Союза, также награжден множеством орденов и медалей. В послевоенное время летчик остался в авиации и стал испытывать новые модели самолетов. В летной книжке Амет-Хана Султана зафиксировано, что он освоил 92 типа самолетов, один тип вертолетов и три типа планеров. Это огромные цифры! К слову, хорошим показателем для летчика-испытателя считаются 20–30 освоенных типов самолетов.
Амет-Хан, в частности, испытывал скафандр для первого в мире космонавта Юрия Гагарина, участвовал в работе «воздушной лаборатории», где проходили тренировки кандидаты для орбитальных полетов. Амет-Хан Султан погиб в авиакатастрофе в ходе испытаний в 1971 году. Ему было 50 лет.
Узнать больше о героизме советских людей в тылу и на фронте вы сможете на экспозиции «Подвиг Народа».
#МузейПобеды #ПодвигНарода