Нынешнее положение дел не сулит ничего хорошего для сборной Армении, уже через три-четыре года ситуация ухудшится. Об этом заявил на пресс-конференции владелец ФК "Пюник" Артур Согомонян.
По его словам, в течение последних лет Федерация получила $70 млн на реализацию различных программ, однако никакой прозрачной отчетности об их расходовании нет. На что пошли эти деньги?! Не построено ни одного нового стадиона, лишь достроены начатые ранее – в Армавире, Абовяне и Ванадзоре. При этом новый стадион можно построить за $5-6 млн, подчеркнул Согомонян.
"Строятся только тренировочные поля для юниоров, но они небезопасны, отметил он. Здесь на бетон настилается очень тонкий слой искусственной травы, тогда как под ней нужен резиновый настил, а под ним – не бетон, а песок, потом - щебень. Достаточного одного падения на такое поле, чтобы получить ушиб или более серьезное повреждение", - сказал Согомонян.
Не меньшая проблема – почти полное отсутствие тренеров в детско-юношеском футболе, особенно молодых. При этом с 2023 года федерация подняла стоимость лицензии для тренеров, и минимальный тариф составляет 1 млн драмов (около $2,5 тысяч).
"Понятно, что никто не станет платить такие деньги, чтобы потом идти на зарплату в 150-200 тысяч драмов (до $500 - ред)", - подчеркнул тренер.
Кроме того, фактически не действует по назначению команда ЦСКА, которую Федерация создала в 2019 году специально для проходящих службу футболистов. Но из первого же набора (23 игрока) в 2019-21 годах в футбол вернулись только 9, причем только трое играют в основных составах команд высшей лиги. Тем не менее, Федерация не только не усовершенствовала систему отбора игроков, но и создала ЦСКА-2.
К выбору тренеров для национальных юношеских сборных федерация тоже применяет не совсем понятные критерии, считает Согомонян. Например, в команду U15 пригласили неопытного 27-летнего Эрика Назаряна из первой лиги. Между тем, в юношеских командах тренер должен не только тренировать, но и видеть потенциал игрока, помогать его раскрыть.
Результатом такого подхода стал крах молодежных и юношеских сборных, напомнил Согомонян. Команда до 21 года (непосредственный резерв взрослой сборной) за 4 года проиграла 22 игры из 24 при 1 победе и 1 ничьей. Многие поражения были с крупным счетом – например, два последних матча (0:5 от сборной Швейцарии и 0:6 – от Финляндии). В итоге на жеребьевке отборочного раунда предстоящего чемпионата Европы Армения попала в 6-ю корзину с Сан-Марино, Гибралтаром и Андоррой.
Схожая картина наблюдается с командами U17 и U19. Более того, в U17 и U15 начали приглашать легионеров, что можно назвать не иначе как абсурдом: это единственный шанс для начинающих спортсменов получить опыт международных игр, добавил Согомонян.
Национальная сборная начала улучшать уровень игры, но воспитанников национального футболе в ее основном составе трое-четверо, причем они уже не молоды.
"У сборной практически нет резерва молодых игроков, и через 3-4 года ее положение не обещает ничего хорошего", - добавил Согомонян.
Из-за этого и ряда других вопросов из чемпионата ушли пять клубов, из них четыре – в регионах ("Лори", "Севан", "Нораванк" и "Гандзасар"). Ушли и инвесторы и из ереванского "Ноа", новыми владельцами которых стали собственники онлайн-тотализартора Toto Gaming. Владелец букмекерской компании не может иметь свою команду, иначе создается очевидный конфликт интересов.
"У меня нет претензий к владельцам клуба, но как федерация выдает им лицензию?! Я буду рад, если за это не накажут весь армянский футбол, потому что за такое нарушение мы можем получить от УЕФА дисквалификацию всех клубов", - сказал Согомонян.
Он выразил надежду, что премьер-министр страны Никол Пашинян обратит внимание на создавшееся положение и будет способствовать решению чисто спортивных вопросов без какого-либо политического подтекста.
- Отметим, на выборах президента Федерации футбола Армении свои кандидатуры выдвинули действующий президент Армен Меликбекян (избранный в 2019 году) и бывший игрок сборной Араз Озбилис.