Эта статья может быть интересна родственникам тех, кто проходит или проходил реабилитацию от химической зависимости, психологам клиник и реабилитационных центров, самим выздоравливающим зависимым, а так же всем, кто интересуется психологией, природой зависимости и способами решения этой проблемы.
Итак, что такое созависимость? Если коротко, то это преувеличенный инстинкт спасателя. Все попытки трактовать созависимость как болезнь нам представляются ошибочными. Сначала дадим "казённое" определение, а потом попытаемся обратить внимание на те аспекты созависимости, которые зачастую уходят из поля зрения специалистов.
Безусловно, можно назвать созависимость поведенческим отклонением, характеризующимся навязчивым и труднопреодолимым желанием контролировать жизнь другого человека, его чувства, поступки, жизненные ориентиры.
Созависимые отношения делают неполноценными как "спасаемого" так и "спасателя". Основные чувства участников таких отношений - страх и вина. Все остальные эмоции так или иначе вытекают из этого. "Спасатель" сделает всё, чтобы не смотреть в глаза своим проблемам, потому что ему страшно, он в растерянности, и не знает как их решать. Гораздо проще решать проблемы другого человека. "Спасаемый" сделает всё, чтобы не решать свои проблемы, потому что всегда есть тот, кто их решает. При этом решает плохо, что даёт прекрасную возможность обвинить его и переложить ответственность. Оба в такой схеме чувствуют себя неполноценными, отношения полны взаимных обвинений, контроля и страха жить иначе.
Особенно это характерно для ситуаций, где "спасамый" имеет зависимость от алкоголя, наркотиков или азартных игр. Однако, подобные сценарии случаются и в отношениях между мужчиной и женщиной, где присутствует полная зависимость одного партнёра от другого. Такие отношения рано или поздно приобретают абьюзивный, садомазохистический характер. Для трудоголизма и любовной зависимости тоже характерны созависимые черты с тем же самым набором чувств. Сейчас мы остановимся на химической зависимости, потому что эта проблематика чаще попадает в поле зрения исследователей, имеет ярковыраженные черты, и по ней накоплен внушительный массив данных.
Как обычно работают психологи с созависимыми родственниками тех, кто попадает в реабилитационный центр? В лучшем случае они начинают их учить конструктивному построению новых личностных границ. В худшем работают по формальному признаку - есть тревога, успокоили. Нет тревоги - нет общения.
Опишем худший. Основная масса реабилитационных центров сегодня гонится за сверхприбылью. Как следствие - психолог работает с гораздо большим количеством клиентов, чем он в состоянии качественно динамически наблюдать в терапии. Он занимается так называемыми "продлениями", работает формально, и это скорее не вина психолога, а его беда. Текучка персонала, низкая квалификация кадрового состава, эмоциональное выгорание и профессиональная деформация - вот основная проблематика сегодняшней сферы частной реабилитации.
Что касается лучшего случая, когда психолог выступает как коуч-специалист и начинает "обучать" созависимого выстраивать новые конструктивные личностные границы, то тут на наш взгляд пропущен главный этап - концептуальный.
Преувеличенный инстинкт спасателя базируется не только на страхе. Важный социо-духовный аспект при этом остаётся за рамками работы. Кому нужен этот условный наркозависимый кроме своей созависимой мамы? А никому. Эту неприятную правду как правило обходят стороной и не учитывают специалисты.
Реабилитационному центру или клинике наркозависимый интересен прежде всего как клиент, приносящий прибыль. Государству такой человек вообще не нужен, на нём клеймо неблагонадёжного. А любит его, хоть и не всегда конструктивно именно его близкий созависимый родственник.
Из этого вытекает главное терапевтическое средство психолога - любовь.
Действительно, если смотреть с социальных позиций, то для больного алкоголизмом или наркоманией его созависимый родственник это единственная опора в этом сложном и жёстком мире. Если смотреть с духовных позиций, то зависимость и созависимость - это испытание. Это ключ к духовному опыту, в основе которого лежит любовь.
Любовь - это и цель и средство и питательная среда для терапевтического успеха.
Никогда нельзя забывать, что созависимая система отношений как правило складывается годами, а то и десятилетиями, прежде чем попадает в поле зрения специалиста. Отсюда первый постулат - при созависимости нужна длительная семейная терапия. Консультацией или коротким курсом тут обойтись вероятнее всего не получится.
Ещё одной важной предпосылкой к выбору методики является тот факт, что между участниками созависмых отношений накоплено огромное количества обид. Зачастую с детства. И зачастую они обоснованы. Отсюда второй постулат - первоначальная работа психолога - это умение слушать. И зависимого и созависимого. Эмпатично слушать, сочувствовать и стараться любить. Практика показывает, что первые три-четыре месяца в терапии уходит только на то, чтобы без остатка выслушать человека. И не просто выслушать, а регулярно интересоваться его делами, давая эмоциональную поддержку и участие. И только потом человек обретает готовность перейти к наработке новых, конструктивных навыков.
В нашей практике сотни случаев успешного выздоровления пациентов от химической зависимости и десятки случаев успешной проработки созависимости. Разница заключается в неочевидности для созависимого деструктивного характера его поведения, отсутствие "наказания" за срыв. В отличие от зависимости социальные, духовные и физиологические последствия не такие очевидные.
Безусловно, созависимость имеет невротическую основу. На определённом этапе развития невроза созависимый начинает болеть физически. Эти заболевания и недомогания в основном носят психосоматический характер, и хорошо подготовленный клинический психолог, особенно с навыками когнитивно-поведческой терапии, может с этим работать. Но, для самого человека это вовсе не очевидно. Он склонен отрицать вредное влияние своего образа чувств, мыслей, установок и действий на своё здоровье.
Под успехом терапии созависимости мы понимаем прежде всего улучшение качества жизни человека.
Это выражается в нескольких факторах: изменение психоэмоциональной атмосферы в семейной системе в сторону превалирования доброты, заботы и поддержки в отношениях между людьми, существенный рост взаимного доверия и уважения, появлению новых хобби и повышение социальной интеграции и ощущения собственной успешности.
А главный залог успеха - любовь. Любовь специалиста к своей работе. Искренняя вера в прогресс своих клиентов. Отсутствие одержимости сиюминутной выгодой или ролью "учителя". Хорошая профессиональная подготовка. Понимание истинной, духовно-концептуальной сути этого явления. Всё это в совокупности даёт хороший терапевтический результат.
Просвещайтесь и храните любовь в ваших сердцах!
Автор статьи:
Платонов М.А.,
психолог, аддиктолог.