Найти тему
Сергей Е.ДИНОВ

ДРОН ТВОЮ НАУКУ!

Технический прогресс в полёте. Фото из открытых источников
Технический прогресс в полёте. Фото из открытых источников

Май 1973 года. Ученики 10-1-технического класса ФМШ Академ-городка Новосибирска до госэкзаменов в школе защищали дипломные проекты по Клубу Юных Техников.

Защита технического проекта. Фото автора. 1973 год
Защита технического проекта. Фото автора. 1973 год

Напомню. Ребят набирали для восьмых классов ФМШ почти по всей стране.

Авиамоделист. Фото автора. 1972 год.
Авиамоделист. Фото автора. 1972 год.

Девчонок набирали позже. К 9-тым и, особенно, к 10-м классам. Из сельских глубинок. Ученые полагали, что выучат девчонок, и те уедут обратно на малую родину, станут учителями, будут учить деток в сельских школах.

Не вышло. Никто из девчонок обратно к родителям не вернулся. Нынче многие из них кандидаты и доктора наук.
В стародавние советское времена неутомимые энтузиасты, научные комиссии ездили-мотались по стране, отбирали «одарённых» учеников в средних школах по двум показателям: успеваемость и техническая продвинутость. Курировал школу и наши «технические» классы сам «Дед» - академик М.А.Лаврентьев, основатель СОАН СССР (уже упоминал не раз и не устану…). Замечательный был человек и выдающаяся личность.

Академики М.А. Лаврентьев и А.А. Ляпунов. Фотокомпоз автора.
Академики М.А. Лаврентьев и А.А. Ляпунов. Фотокомпоз автора.

Окончательно состав 8-4-технического класса набирали по конкурсу уже в Летней школе ФМШ. (Примерно три человека на место).
Позже наш класс занял «первое» место в списках школы – 9-1, 10--1.
Мой будущий одноклассник Андрей Ч-н привез на конкурс в Летнюю школу ФМШ «корыто с двумя моторчиками».

Более современный вариант. Фото из открытых источников
Более современный вариант. Фото из открытых источников

Изделие из стеклопластика. Сам клеил. Микромоторы были поршневыми, на горючке с примесью эфира.
Двухмоторный «дрон» получился тяжёлым, неустойчивым в полете. Опрокидывался почти сразу после взлёта. Но эксперимент-то, однозначно, интересный! После седьмого класса (так себе!) средней школы в 1970 году на четыре моторчика местный авиамодельный кружок никак нельзя было «раскрутить», да и родителей не "раскошелить", при зарплатах в 90 и 120 рублей, соответственно, мамы и отца Андрея.
Уникальный Клуб Юных Техников Академгородка – совсем другое дело. Изобилие материалов и возможностей. Глаза разбегались. Твори – не хочу. И всё за счет государства и бюджетных средств НИИ научного городка.

Модель самолета на резиномоторе. Фото из открытых источников.
Модель самолета на резиномоторе. Фото из открытых источников.

Теперь ближе к заявленной теме.
Напомню. 1970 год после седьмого класса Андрей Ч-н привез в Академ-городок свой первый «дрон». До сих пор работает в ЦАГИ.

Невероятная «дрономания» возникла, практически, совсем недавно. Особенно, активизировалось «дроностроение» в связи с СВО.
Вот это технический «прогресс», я понимаю!((

Современный би-коптер. Фото из открытых источников.
Современный би-коптер. Фото из открытых источников.

1970 год и 2023-тий! Каких-то полвека с тремя годами прошло!((
Другой ученик в 1973 году перед окончанием ФМШ защищал в КЮТе технический проект «Программно-управляемая модель самолёта».

Автор при защите технического проекта. 1973 год
Автор при защите технического проекта. 1973 год

Сама программа «набивалась» на обычной фотопленке. Попросту говоря, по краям пленки вырезались впадины, которые регулировали рули высоты и руль поворота, при необходимости, добавлялись элероны, заменяя руль поворота. Эффективней получался разворот модели при полете.
Дырочки на поверхности самой плёнки – для особых команд. В том числе и управление двигателем.
Из трубочки от шариковой ручки был сконструирован примитивный высотомер.
То есть, на высоте метров в пятьдесят или сто (как будет задано!) модель переходила в горизонтальный полет по заданному маршруту.
Напомню, 1973 год! А нынче какой на дворе? Заканчивается 2023-тий!
Были некоторые вопросы у комиссии из научных работников, типа, «а как же поправки на ветер?» Тоже решаемый вопрос. Хотя и на механике были выполнены все механизмы.
По карте местности уточнялся маршрут. Подготавливалась программа. На какой высоте и, для начала, какой протяжённости круговой маршрут.

И пажалте!

Разведывательный «дрон» для геофизической экспедиции (в те советские времена).
Взрослые оценили работу ученика на «отлично!»
Технический прогресс подошел к решению «специального авиамоделизма» только через полвека. С электроникой и микрочипами нынче можно творить чудеса и уникальные летательные аппараты!
Удручает такое длительное топтание на месте «технического прогресса» по вопросам «специального авиамоделизма»! Удручает даже сценаристов!((
Еще сильнее удручает отсутствие на экранах фильмов для детей, например, об авиамоделистах, о мастерах «воздушного боя».

До "воздушного боя" не дорос. Акварель автора 1980 года.
До "воздушного боя" не дорос. Акварель автора 1980 года.

Уже в те, советские времена, мальчишки в 13-14 лет получали звания КМС и МС (кандидатов в мастера и мастеров спорта СССР).

Кандидат в мастера спорта СССР по "воздушному бою". Акварель автора 1980 года
Кандидат в мастера спорта СССР по "воздушному бою". Акварель автора 1980 года