Май 1973 года. Ученики 10-1-технического класса ФМШ Академ-городка Новосибирска до госэкзаменов в школе защищали дипломные проекты по Клубу Юных Техников.
Напомню. Ребят набирали для восьмых классов ФМШ почти по всей стране.
Девчонок набирали позже. К 9-тым и, особенно, к 10-м классам. Из сельских глубинок. Ученые полагали, что выучат девчонок, и те уедут обратно на малую родину, станут учителями, будут учить деток в сельских школах.
Не вышло. Никто из девчонок обратно к родителям не вернулся. Нынче многие из них кандидаты и доктора наук.
В стародавние советское времена неутомимые энтузиасты, научные комиссии ездили-мотались по стране, отбирали «одарённых» учеников в средних школах по двум показателям: успеваемость и техническая продвинутость. Курировал школу и наши «технические» классы сам «Дед» - академик М.А.Лаврентьев, основатель СОАН СССР (уже упоминал не раз и не устану…). Замечательный был человек и выдающаяся личность.
Окончательно состав 8-4-технического класса набирали по конкурсу уже в Летней школе ФМШ. (Примерно три человека на место).
Позже наш класс занял «первое» место в списках школы – 9-1, 10--1.
Мой будущий одноклассник Андрей Ч-н привез на конкурс в Летнюю школу ФМШ «корыто с двумя моторчиками».
Изделие из стеклопластика. Сам клеил. Микромоторы были поршневыми, на горючке с примесью эфира.
Двухмоторный «дрон» получился тяжёлым, неустойчивым в полете. Опрокидывался почти сразу после взлёта. Но эксперимент-то, однозначно, интересный! После седьмого класса (так себе!) средней школы в 1970 году на четыре моторчика местный авиамодельный кружок никак нельзя было «раскрутить», да и родителей не "раскошелить", при зарплатах в 90 и 120 рублей, соответственно, мамы и отца Андрея.
Уникальный Клуб Юных Техников Академгородка – совсем другое дело. Изобилие материалов и возможностей. Глаза разбегались. Твори – не хочу. И всё за счет государства и бюджетных средств НИИ научного городка.
Теперь ближе к заявленной теме.
Напомню. 1970 год после седьмого класса Андрей Ч-н привез в Академ-городок свой первый «дрон». До сих пор работает в ЦАГИ.
Невероятная «дрономания» возникла, практически, совсем недавно. Особенно, активизировалось «дроностроение» в связи с СВО.
Вот это технический «прогресс», я понимаю!((
1970 год и 2023-тий! Каких-то полвека с тремя годами прошло!((
Другой ученик в 1973 году перед окончанием ФМШ защищал в КЮТе технический проект «Программно-управляемая модель самолёта».
Сама программа «набивалась» на обычной фотопленке. Попросту говоря, по краям пленки вырезались впадины, которые регулировали рули высоты и руль поворота, при необходимости, добавлялись элероны, заменяя руль поворота. Эффективней получался разворот модели при полете.
Дырочки на поверхности самой плёнки – для особых команд. В том числе и управление двигателем.
Из трубочки от шариковой ручки был сконструирован примитивный высотомер.
То есть, на высоте метров в пятьдесят или сто (как будет задано!) модель переходила в горизонтальный полет по заданному маршруту.
Напомню, 1973 год! А нынче какой на дворе? Заканчивается 2023-тий!
Были некоторые вопросы у комиссии из научных работников, типа, «а как же поправки на ветер?» Тоже решаемый вопрос. Хотя и на механике были выполнены все механизмы.
По карте местности уточнялся маршрут. Подготавливалась программа. На какой высоте и, для начала, какой протяжённости круговой маршрут.
И пажалте!
Разведывательный «дрон» для геофизической экспедиции (в те советские времена).
Взрослые оценили работу ученика на «отлично!»
Технический прогресс подошел к решению «специального авиамоделизма» только через полвека. С электроникой и микрочипами нынче можно творить чудеса и уникальные летательные аппараты!
Удручает такое длительное топтание на месте «технического прогресса» по вопросам «специального авиамоделизма»! Удручает даже сценаристов!((
Еще сильнее удручает отсутствие на экранах фильмов для детей, например, об авиамоделистах, о мастерах «воздушного боя».
Уже в те, советские времена, мальчишки в 13-14 лет получали звания КМС и МС (кандидатов в мастера и мастеров спорта СССР).