Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Удастся ли Китаю потеснить США во Вьетнаме?

В столицу Вьетнама 12 декабря прибыл с государственным визитом председатель КНР Си Цзиньпин. Лидер Китая последний раз был в Ханое шесть лет назад. Нынешний его визит необходимо рассматривать не только как визит вежливости (в прошлом году Пекин посетил генеральный секретарь коммунистической партии Вьетнама Нгуен Фу Чонг), но и как стремление побороться за расположение официального Ханоя, присоединив его к своей внешнеполитической концепции «Сообщество единой судьбы», сформулированной в качестве противовеса американскому мировому порядку.

Привлечение Вьетнама к внешнеполитической доктрине Китая Си Цзиньпин считает особенно важным, поскольку в сентябре этого года с похожей целью посещал Ханой президент США Байден, возвращаясь из Нью-Дели, где проходил саммит G20.

Остановка Байдена в Ханое стала на редкость плодотворной, потому что американскому президенту удалось тогда сравняться с Китаем, подняв статус взаимоотношений с Вьетнамом до уровня «всеобъемлющего стратегического партнерства».

Теперь Си Цзиньпину предстоит серьезно потрудиться, чтобы вернуть весы взаимоотношений с Вьетнамом, качнувшиеся в сентябре в сторону Вашингтона, хотя бы в состояние равновесия. В самом Вьетнаме посредством провозглашенной генсеком компартии «бамбуковой дипломатии» (гибкой внешней политики) по-прежнему стремятся сохранить баланс между США и Китаем, преследуя цель получить при этом наибольшую выгоду. Поэтому в Китае прекрасно понимают, что подъем на новый уровень партнерства Вьетнама с США, — это ни что иное, как подстраховка от своего же чрезмерного влияния, которого опасаются в Ханое.

-2

«Бамбуковая дипломатия» подразумевает желание Вьетнама со всеми дружить и ни с кем не враждовать, избегая вступления в военные союзы, открытой поддержки какой-либо страны в ее конфликте с третьей стороной, предоставления своей территории для размещения иностранных военных баз, а также применения силы и угрозы силой в отношениях с другими странами.

Уважая вьетнамскую внешнеполитическую доктрину, Китай даже не стремится демонстрировать присущую ему напористость, которая характерна для его внешней политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе. К тому же прежние отношения между двумя странами даже при всем желании нельзя назвать дружественными. Если даже не принимать в расчет давнее длительное по времени владычество Китая над Вьетнамом, а также непростые отношения между двумя странами в 1970-1980-е годы, вылившиеся в 1979 году в самую настоящую полномасштабную войну за приграничные территории, по-прежнему спорным и неразрешенным остается вопрос о правах на акваторию Южно-Китайского моря. В 2014 году после размещения Китаем в спорной части акватории Южно-Китайского моря нефтяной платформы, во Вьетнаме произошли стихийные антикитайские протесты, в результате которых были разгромлены несколько иностранных фабрик и погибли люди.

Руководство Вьетнама старается предотвращать антикитайские настроения, понимая, что они никуда не делись и могут вспыхнуть в самый неподходящий момент, поэтому к инициативам из Пекина относятся с большой осторожностью. Инвестиции необходимы Вьетнаму, но опасаясь возмущения людей, вьетнамское руководство пока не решается принять их от Китая в рамках инициативы «Один пояс, один путь».

Но пойти навстречу Китаю все же придется, поскольку последний остается ведущим торговым партнером Вьетнама, а разрывать прочные связи, даже опираясь на настроения населения, не представляется возможным и целесообразным. Как бы не хотели вьетнамские власти создать в своей стране производственный хаб для американских компаний, китайских инвестиций во Вьетнаме на порядок больше, причем их приток, как ни странно, активизировался в период ухудшения американо-китайских отношений, когда китайские компании с целью обхода американских торговых барьеров переносили свое производство на территорию Вьетнама. Позволив это сделать, вьетнамские власти оказали серьезную услугу Пекину и получили для себя необходимые инвестиции.

-3

Китай и Вьетнам сближают не только объем товарооборота и инвестиций, но и идеология. В обеих государствах правящей являются коммунистические партии, у которых свое понимание о внутреннем устройстве государства и роли в нем народа.

Все существующие на данный момент точки соприкосновения, несмотря на имеющиеся разногласия, в том числе исходящие от вьетнамского населения, позволят Си Цзиньпину лишь частично нивелировать американское влияние на Ханой, предложив ему интересные проекты в области логистики, благодаря которым через месторождения редкоземельных металлов пройдет железнодорожная линия, связывающая южную часть Китая и вьетнамский порт Хайфон. Такое расширение транспортного коридора позволит Вьетнаму больше экспортировать в Китай.

В первый день своего двухдневного государственного визита Си Цзиньпин провел переговоры с генеральным секретарем ЦК КПВ Нгуеном Фу Чонгом, а сегодня пройдут встречи с президентом Вьетнама Во Ван Тхыонгом и премьер-министром Фам Минь Чинем. В ходе переговоров ожидается подписание более десятка документов, связанных с сотрудничеством в области безопасности, добывающей промышленности и «зеленой» энергетики.

То обстоятельство, что визит Си Цзиньпина проходит на фоне активизации сотрудничества Вьетнама с США и Японией, наводит на мысль, что китайское руководство намерено понять дальнейшие намерения Ханоя относительно взаимодействия с оппонентами Пекина в регионе, прежде всего, с США, Южной Кореей и Японией, а также узнать позицию вьетнамского руководства по Тайваню.

Руководство Вьетнама на фоне визитов к себе лидеров мировых держав осознает стратегическую важность своей страны и будет продолжать балансировать между ними, извлекая для себя максимальную выгоду и выдерживая безопасную дистанцию.

Автор статьи: Александр Черный