Найти тему
InFocus

Не обращайте внимания на исторические детали, фильм Ридли Скотта - размышление о безумии власти

В то время как «Наполеон» Ридли Скотта вызывает ужас у некоторых историков, обращаю внимание на то, что они упускают из виду факт, что исторические записи подтверждают психологическую достоверность повествовательной линии фильма с точки зрения главного персонажа, человека, достигшего безграничной власти и формирующего новый порядок во времена революции и хаоса. Эту кинокартину невозможно отнести к привычному жанру байопика и оценивать по его канонам. Режиссер предлагает зрителю задуматься о природе власти, о том, как она влияет на человеческую судьбу… В жизни и смерти, в истории…

Действие развивается на кровавом фоне Французской буржуазной революции (1789-1799). Будущая императрица, Жозефина – прекрасно сыгранная Ванессой Кирби, – чудом избежала гильотины Робеспьера. Она любит Наполеона за его властную силу и мужество.

Хоакин Феникс и Ванесса Кирби в ролях Жозефины и Наполеона, кадр из фильма.
Хоакин Феникс и Ванесса Кирби в ролях Жозефины и Наполеона, кадр из фильма.

В свою очередь, генерал (которого играет гораздо более старший по возрасту Хоакин Феникс – Наполеону на тот момент было 30, Фениксу 49 – но он настолько хорош, что легко упустить из виду эту деталь, вызвавшую громовой хохот историков) буквально одержим Жозефиной. Эта сюжетная линия разворачивается в непредсказуемом ключе, обнажая пронзительные нюансы, раскрывающие сложные противостояния чувств любви и ненависти, соединяющих эту поразительную пару.

Вот Египетский поход Наполеона прерывается слухами о неверности Жозефины, что вынуждает его бросить войска и тайно вернуться в Париж. Но он находит оправдание этому в необходимости следить за интригами в столице, угрожающими единству Франции… Личное, государственное – здесь все переплетено…

Хоакин Феникс в роли Наполеона, кадр из фильма
Хоакин Феникс в роли Наполеона, кадр из фильма

Показывая личность Наполеона в разных красках и ситуациях - то, как страстного мужчину, одержимого любовью, то, как военного гения, ведущего войска к победам, а то, как правителя, пленника интересов империи, Р. Скотту удается познакомить зрителя с тайными побуждениями его незаурядной натуры, где внутренняя убежденность в своей миссии - победителя - придает всему происходящему особую остроту. Действие происходит в то время, когда Франция сталкивается с искушением повернуть время вспять, отступить от своих революционных идеалов, восстановив старый порядок (систему, существовавшую до Французской революции).

Фильм избегает погружения в чрезмерно кровавые батальные сцены, динамику ему придает энергичный темп гармонически спаянных эпизодов. Цель состоит не в том, чтобы воспроизвести подробности жизни Наполеона, режиссер стремится глубже представить могущественного полководца и государственного деятеля, притягивающего внимание Европы и России более 15 лет.

Ярко показана в фильме битва при Тулоне, произошедшая в 1793 году, когда Наполеон застал врасплох британские войска и завладел их флотом. Затем последовало завоевание Египта, где есть, без сомнения, некоторые неточности и преувеличения (такие, как обстрел пирамид и вскрытие саркофага), однако все это является частью художественного замысла Р. Скотта.

Когда треуголка Наполеона возникает над мумией в саркофаге, как будто начинает звучать «Реквием» Моцарта… Это своеобразный знак, напоминание о неумолимости смерти, чего не избегнуть даже великим… Подобные, тщательно продуманные и поставленные режиссером сцены, символически свидетельствуют о бренности земного величия.

Битва при Аустерлице, кадр из фильма
Битва при Аустерлице, кадр из фильма

Превосходно снята битва при Аустерлице с запоминающимся стратегическим маневром Наполеона, перехитрившего врага, заставив думать, будто в порядках его войск есть слабые места, куда тот может атаковать. Позволив врагу окружить себя с обоих флангов, Наполеон использовал свое стратегическое преимущество для борьбы с превосходящими силами противника.

Символична и встреча с царем Александром I, которого играет молодой актер. Здесь Ридли Скотт мастерски использует акцент на разнице в возрасте, чтобы показать самообольщение Наполеона. Он думает, что имеет дело с молодым монархом, заведомо менее опытным и к тому же оценившим мощь его многочисленной армии. Однако факта, что у них есть общий враг, недостаточно, чтобы объединить их, и режиссер многозначительно подмигивает зрителю в том кадре, где Х. Феникс восседает на покинутом троне Александра I… Тот предпочел сжечь свои города, чтобы добить великую армию.

Это как если бы мы увидели версию оскароносного "Гладиатора" Скотта с Наполеоном в качестве императора Комода. Он не в силах поверить в разумность всего происходящего с ним в России, и с высокомерным упрямством принимает страшную русскую реальность, которая уносит жизни более чем 500 000 тысяч его солдат, гибнущих от мороза и голода.

Сцена отступления французов из москвы. (prisma / universal images group через getty images)
Сцена отступления французов из москвы. (prisma / universal images group через getty images)

«Дух мира», как называл Наполеона философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель, теперь не более чем тень его прежнего "я", сознающего, что смерть всегда рядом. Р. Скотт показывает нам человека, который, несмотря на все крайности характера, искренен и прямолинеен, способен завоевать уважение солдат и повести их за собой в тяжелейшие сражения.

Действие всего фильма насыщено тонкими эмоциональными оттенками, трагическое чередуется с фарсовым и гротескным. Власть часто проявляет себя в парадоксальном ключе. Карл Маркс, пристально наблюдавший за переворотами во Франции, без колебаний сделал акцент в своей работе «18 брюмера Луи Бонапарта» (1852 год) на трагических и фарсовых повторах в истории.

Деспот «создает» преемников, но история проявляется в пародийных перевоплощениях оригинала. Наполеон III был, например, бледной копией Наполеона I, проиграл большую часть своих войн. Фактически, Наполеон III, пытаясь подражать своему великому предшественнику, оказался не в состоянии примирить монархические и республиканские силы. И хотя преуспел в модернизации страны, но так и не остался по-настоящему значимой фигурой в памяти французского народа.

Ридли Скотт на съемках
Ридли Скотт на съемках

В фильме Р.Скотта ощущаются постмодернистские колебания между старым и новым, наступающим миром. Наполеон закрепил завоевания Революции, и французы благодарны ему за то, что он положил конец этому этапу, предотвратив полный возврат к старому режиму, несмотря на иллюзии части общества о возможности контрреволюционной реставрации после Венского конгресса.

Картину Ридли Скотта обязательно нужно смотреть. Через вымысел, порой превосходящий жестокую реальность, зрителю предлагается погрузиться в безумие власти, меняющей судьбы целых народов.

Абсолютная власть. Кадр из фильма «Наполеон».
Абсолютная власть. Кадр из фильма «Наполеон».

В основу картины заложен призыв не просто читать историю, чтобы узнавать какие-то факты, а скорее попытаться понять опыт личности, сумевшей достичь головокружительных властных вершин. Опыт власти, сводящей с ума своими соблазнами и ловушками даже сильных духом людей.

На девятом десятке богатой творческой жизни Ридли Скотт, несомненно, создал фильм, о котором мечтал Стэнли Кубрик. Не пропустите его.

Кристоф Премат

(пер. с англ, theconversation, адаптация Л. Лавровой) .

Об авторе: Доцент кафедры французских исследований (культурология), глава Центра канадских исследований Стокгольмского университета

О режиссере:Ридли Скотт - обладатель премии Каннского кинофестиваля за лучший дебют, обладатель и пятикратный номинант на премию BAFTA, четырёхкратный номинант на премии «Оскар» и «Золотой глобус». Лучшие фильмы – «Бегущий по лезвию», «Тельма и Луиза», «Гладиатор», «Черный ястреб», «Великолепная афера», «Совокупность лжи», «Дуэлянты».