«Сообщения о замедлении рынка электромобилей сильно преувеличены» − так озаглавлена последняя статья насквозь «зеленого» агентства Блумберг о ситуации с электромобилями.
Что ж, есть хороший повод разобраться в вопросах:
- есть ли на самом деле замедление рынка электромобилей?
- если есть, то преувеличивают ли его журналисты?
- и если преувеличивают, то насколько сильно?
Заодно стоит подумать, а граждан России проблема рынка электромобилей должна волновать, или пусть они там сами с ней разбираются?
Сразу скажем − волновать должна. Правительство медленно (не самая важная на сегодня тема), но упорно толкает участников рынка и местные власти к электромобилизации.
Вот-вот на рынке должны появиться в товарных количествах отечественные электромобили.
Импортные машины уже вовсю завозят отдельные энтузиасты. «Вовсю» − некоторое преувеличение. По данным РБК, в 2022 году в страну было ввезено чуть более 500 электромобилей, что на 53,2% меньше показателей за 2021 год, когда импорт составил 1 154 авто.
«Тиньков-журнал» пишет прямо противоположное: в России в 2022 году продали почти 3000 новых легковых электромобилей — на 33% больше, чем годом ранее. Нет смысла выяснять, кто прав, потому что все согласны − электрокары составляют менее 0,1% отечественного автопарка, их в стране всего около 25 тыс.
- Однако от глав регионов требуют строить зарядки для электромобилей.
Впереди как всегда Москва. По данным на конец октября 2023 года в столице имеется 3500 зарядных станций, а через семь лет их будет около 15 тыс. По всей же России до конца 2024 года планируется построить около 3 тыс. станций.
- Что там за бугром с электромобилями?
Переход на электромобили с автомобилей на бензине и дизеле − провозглашен одной из самых важных составляющих зеленого энергоперехода.
На бензин и дизель для транспорта в настоящее время перерабатывается примерно 65% добываемой нефти. Все виды транспорта выбрасывают в атмосферу более чем 16% всех парниковых газов, за выброс которых ответственно человечество.
Вообще-то человечество ответственно только за 3,9% ежегодного естественного выделения/поглощения СО2 природными процессами на планете, но это тема для другой статьи.
Еще недавно казалось, что дни нефтяных авто сочтены. Европарламент в конце октября 2022 года принял законопроект, запрещающий продажу автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями с 2035 года.
- Великобритания оказалась впереди всех с решением запретить такие автомобили с 2030 года.
Аналитические агентства рисовали графики крутого роста продаж электромобилей, а правительства всех развитых стран доплачивали их покупателям несколько тысяч долларов.
В США сейчас доплачивают $7,5 тыс., в Германии на август 2023 года покупателям электромобилей доплачивали до 4500 евро, в января 2024 года федеральное правительство снизит субсидию максимум до 3000 евро.
Вот пример прогноза рынка электромобилей от известного мирового энергетического агентства Rystad Energy.
Естественно, все крупнейшие производители с энтузиазмом начали делать электромобили и строить планы полного отказа от производства бензиновых и дизельных машин.
Электромобили «Тесла» Илона Маска стали статусным символом прогрессивных состоятельных людей.
Все было великолепно, но с 2022-23 годов что-то вдруг пошло не так...
Так в марте 2023 года страны-члены Европейского союза решили отложить обсуждение запрета автомобилей на бензине и солярке на неопределенный срок (спустя всего лишь пять месяцев с анонсирования запрета!).
В сентябре премьер Великобритании Риши Сунак отодвинул запрет продаж автомобилей на нефтепродуктах на 5 лет − до 2035 года. Но самое главное − производители электрокаров стали терять деньги. Причем одновременно все.
Вот некоторые факты о масштабе катастрофы:
В августе текущего года обанкротилась американская компания Proterra − ведущий в стране производитель электрических автобусов (50% рынка).
С момента основания в 2004 году компания продала около 1300 электробусов более чем 130 транзитным агентствам в США и Канаде. Проблемы у Proterra начались примерно в 2020 году, а окончательный крах пришелся на 2022 год, когда при первичном публичном размещении акций компании удалось привлечь только $15 млн из запланированных $150 млн.
Маржинальность бизнеса компании в 2022 году оказалась всего 4% (!).
Для справки: доходность абсолютно надежных американских ценных бумаг около 5%, поэтому вести бизнес с доходностью менее 7-8% считается признаком умственного помешательства.
Недавно компанию купили по частям, заплатив $220 млн за то, во что было вложено $700 млн.
Один из мировых производителей автомобилей "Ford" в своем отчете о прибылях за третий квартал 2023 года порадовал нефтяников − подразделение электромобилей компании зафиксировало квартальный убыток (до вычета процентов и налогов, EBIT) в размере $1,33 млрд.
- Топ-менеджеры Ford честно признались, что за 2023 год потеряет на электромобилях в общей сложности $4 млрд.
Ford пытался сопротивляться падению спроса и росту убытков, но безуспешно. Компании пришлось отказаться от цели в 2 млн электромобилей в 2026 году. Инвестиции в сегмент электромобилей были снижены сразу на $12 млрд, более того, строительство второго завода по производству аккумуляторов было остановлено.
Второй американский гигант − General Motors − констатировал снижение прибыли на $1,5 млрд в текущем году из-за проблем со сбытом электромобилей.
Кумир фанатов электромобилей − "Tesla" − в третьем квартале текущего года произвела более 430 тыс. авто. Производство выросло на 18%, но выручка в два раза меньше − только на 9%.
В результате операционная прибыль в третьем квартале составила $1,8 млрд, а чистая прибыль − $1,85 млрд, что, соответственно, на 52% и 44% меньше результатов прошлого года. Рентабельность упала до 7,6% (!) против 17,2% годом ранее. Ко всему компания приостановила строительство нового завода в Мексике.
О проблемах со сбытом электромобилей и о снижении рентабельности сообщили практически все производители.
Причины для обвала продаж электробусов компании Proterra, да и остальных производителей, были.
Электробус примерно в два раза дороже дизельного автобуса (цифры для США $1,1 млн и $500 тыс.).
Заряда аккумуляторов хватает для движения летом, зимой уже проблемы, а для обогрева салона и в США, и в Москве, и во всех остальных городах электробусы оборудуют дизельными печками, которые потребляют до половины расхода топлива обычного автобуса.
В Германии в 2021 году, после того, как пожары электробусов на стоянках в Штутгарте и Дюссельдорфе привели к уничтожению десятков машин, города отказались от их эксплуатации.
Потом, правда, под давлением "зелёного" правительства снова стали их использовать.
Частных покупателей от покупки электромобилей удерживает комплекс причин.
- Первая − цена. В Европе самый дешевый электромобиль более чем на 18 тыс. евро дороже самого дешевого сопоставимого по классу автомобиля с ДВС. В США разрыв в цене − более 15 тыс. долларов.
- Второе − дальность поездки на одной заправке, у электромобили она на 30-50% меньше, чем у авто с ДВС.
- Третье − время зарядки. В частном доме можно подключить электромобиль на ночь (если ночью никуда не надо ехать), а зарядок на трассах пока не хватает.
Самая быстрая зарядка для лучших электрокаров занимает около 15 минут. Немного, но бензин заливается за 3 минуты. На зарядках попроще можно провести 30-40 минут, если есть свободное место.
На форумах некоторые владельцы возмущаются, что вынуждены вставать в 4 утра, чтобы зарядить свою колымагу.
- Четвертое − цена электроэнергии при зарядке. На трассе киловатт может стоить в 3-4 раза больше, чем в домашней сети. Бензин уже получается дешевле.
- Пятое – кошмар ограничения мощности домашней сети. Ветер не дует по приказу, а тучи ходят сами по себе. Поэтому после уровня порядка 30% энергоснабжения электросетей от ВИЭ энергетики не могут в часы пик обеспечить всех нужной энергией.
Для решения проблемы был найден современный выход − «умные» электросчетчики. Если сеть не справляется с потреблением, на счетчик подается команда, и он ограничивает мощность, подаваемую потребителю. Первым под отключение естественно попадают самые прожорливые потребители − электрокары и тепловые насосы.
- Шестое − никто не хочет покупать старые электромобили. Рынок уверен, что 8 лет, максимум 10 – предел для батареи, которая стоит до половины автомобиля.
Качественные автомобили на бензине и дизеле без особых проблем могут служить 15-20 лет. Для сравнения: рынок подержанных автомобилей составляет в США 73% общего числа проданных автомобилей.
Сейчас производители пытаются выйти из положения, предлагая автомобили без аккумулятора, а аккумулятор к нему вы можете взять напрокат. Старые аккумуляторы предполагается использовать в системах накопления электроэнергии для сглаживания пиков генерации ветряков и солнечных панелей.
Как результат, в Великобритании, например, 75% электрокаров покупают владельцы таксопарков и коммерческие фирмы − им за это доплачивает правительство. Частники приобрели только четверть проданных электромобилей.
- Седьмое − страховка. Страховые компании не хотят судебных процессов по обвинению в непредумышленном убийстве и заставляют менять батареи при любом повреждении. Кто его знает, что там могло испортиться при ударе?
Надежной диагностики нет, вдруг загорится? В результате средняя стоимость страховки, например, в Великобритании за год выросла в три раза, а некоторые компании отказываются от полного покрытия.
- Восьмое − насильно мил не будешь. Жесткое давление властей на потребителей вызывает естественное нежелание ему подчиняться.
Так, в Лондоне из 14 690 лицензированных такси половина, 7 972, являются электромобилями. Причина «энтузиазма» − с 2018 года власти города требуют, чтобы все новые такси имели нулевые выбросы, а с 2020 года со всех такси с ДВС за проезд в центре города (зона сверхнизких выбросов) ежедневно сдирают 12,5 фунтов стерлингов.
Можно представить «счастливые лица» лондонских таксистов.
Последняя новость − в Германии в начале декабря на дорогах застряли сотни электромобилей. Аккумуляторы стали быстро разряжаться, и машины останавливались прямо на шоссе, хотя мороз был не таким уж и сильным − от минус 2 до минус 12 °С.
Неудивительно, что водители все меньше мечтают об электромобилях. В конце ноября генеральный директор бренда Volkswagen Томас Шефер заявил, что в своём нынешнем состоянии компания является «неконкурентоспособной».
Немалую долю в эту «неконкурентоспособность» внесли электромобили. Ещё летом производителю пришлось временно остановить несколько заводов из-за слабого спроса на машины − на 30% меньше планируемого.
Был остановлено производство электрокроссовера Volkswagen ID.4VW и хэтчбека ID.3.
Однако истерические заявления Шеффера имели более глубокую причину − по опросам компании, только 2% водителей купили бы электромобиль в ближайшее время.
Цифры сильно разнятся от опроса к опросу. Например, в Испании по опросу 2023 года желание купить электромобиль выразили 67% респондентов. Прекрасная цифра скажите вы, вот только вот в 2021 году таких было 86%.
Рыночек порешал...
Главный показатель всегда и везде − продажи на рынке. Мировые аналитические агентства (Bloomberg, Rystad Energy) пишут о средней доле электромобилей в общих мировых продажах в 15-16%. В разных странах эта доля сильно разная. По данным Международного энергетического агентства, в Китае чистые электромобили (BEV) и подключаемые гибриды (PHEN) занимают около 30% рынка, в Европе − чуть более 20%, а в США − крупнейшем мировом автомобильном рынке − около 8%.
Кстати, в США электромобили покупают в голубых штатах, где всем заправляют демократы. А в красных республиканских штатах продажи около нуля.
Вот еще забавная картинка с Японией. Вся в цветущей сакуре и озабоченная экологией Япония не хочет покупать электромобили. В Японии доля собственной экологически чистой электроэнергии 24% (ВИЭ, атомная и гидроэнергия).
Чтобы им не закачивать ее в электромобили? Так нет же − заливают в бак бензин и дизель, 100% которых импортируется. Чудеса!
Еще пара замечаний об электромобилях. Исследование показало, что электромобили в США покупают состоятельные потребители как вторую машину в семье − "жене в магазин ездить".
Данные за 2016-2022 годы дали цифры: электромобили проезжали 11531 км в год, а автомобили с бензиновым двигателем − 18736 км в год. То есть бензиновые авто были основными рабочими лошадками в семье.
Еще круче пример Норвегии, где продажи электромобилей составляют 80-90% всех продаж.
С ростом продаж электромобилей потребление топлива должно резко падать, а оно почти не падает.
Это как так? Очень просто: электромобиль для близких поездок и для социального статуса. А старенькая бензиновая машина − для нормальных поездок.
Блумберг по-своему прав в оптимистичной оценке будущего электромобилей. Мировые продажи электромобилей выросли на 34% с начала года. Самый значительный вклад в совокупный рост продаж внес Китай, где за последние девять месяцев рынок электромобилей увеличился на 29%. Вот прогноз Блумберга продаж электромобилей на 2023 год − 57% всех электромобилей будет продано в Китае!
«Сильно» преувеличены сообщения о замедлении продаж электромобилей, или «несильно» − вопрос философский, но сам факт замедления налицо. Вот график того же Блумберга продаж электромобилей.
- Но почему?
В тексте перечислено много объективных и субъективных причин замедления продаж электромобилей. И все-таки, как могли не предвидеть этого замедления маркетологи мировых автомобильных брендов, которые знают абсолютно все про автомобильный рынок?
Увы, они тоже только люди, и могли поддаться всеобщей безуглеродной истерии.
Но вам, дорогие читатели, хочется напомнить: если вас силой толкают к «светлому будущему», любому − безуглеродному, безрыночному, безклассовому, безмясному, безгендерному, безденежному − проблемы неизбежны. Если будущее такое «светлое», как его рисуют, наоборот, надо ставить барьеры, что толпа жаждущих счастья не затоптала друг друга.
Всемирная электромобилизация факт неизбежный, это да, но бежать в переди паровоза можно лишь в том случаи, когда паровоз находится на запасном пути.
Более подробно в видео:
- Прочитанная вами статья написана совместно с подписчиком.
Постскриптум.
Статьи выходят благодаря поддержке подписчиков-спонсоров и вашей поддержке! Дискуссионный клуб: