Найти тему

Главная добродетель красоты – сдержанность. Кто такой Карел Тейге

Одна из наиболее важных фигур авангардного модернизма 1920-х и 1930-х годов, Тейге написал книгу как план нового образа жизни, исследуя роль современной архитектуры в планировании, проектировании и строительстве новых типов жилья для работающих. сорт. В нем он определил «минимальное жилище» как форму домашнего пространства, организованную вокруг двух полюсов: индивидуальной камеры и коммунальных помещений.

Карел Тейге родился в 1900-м году в Праге, лишь за несколько дней до начала нового, 20-го века, культуре которого он посвятил всю свою деятельность. Тейге окончил курс истории искусства в пражском Карловом университете и начал работать одновременно как редактор, теоретик искусства, лектор, публицист и организатор. Он интересовался также литературой, архитектурой, фотографией, фильмом и театром. Мягко сказано, Тейге был радикал. Он полностью отвергал все классическое, по его словам устарелое, искусство и страстно увлекался лишь искусством современным и прогрессивным.
Карел Тейге родился в 1900-м году в Праге, лишь за несколько дней до начала нового, 20-го века, культуре которого он посвятил всю свою деятельность. Тейге окончил курс истории искусства в пражском Карловом университете и начал работать одновременно как редактор, теоретик искусства, лектор, публицист и организатор. Он интересовался также литературой, архитектурой, фотографией, фильмом и театром. Мягко сказано, Тейге был радикал. Он полностью отвергал все классическое, по его словам устарелое, искусство и страстно увлекался лишь искусством современным и прогрессивным.

Друг Тейге на всю жизнь, поэт Ярослав Сейферт вспоминал, как ему Тейге (знаток французской культуры), в Париже запретил посещать Лувр, так как по его словам там нет ничего интересного, зато обошел с ним все возможные выставки абстрактного, кубистического и авангардного искусства.

В Чехии Тейге опубликовал свои лучшие теоретические книги: «Современная чешская архитектура», «Сооружение и стихотворение», «Мир, который смеется» и «Мир, который пахнет», «Самая маленькая квартира» и свой шедевр, эссе «Ярмарка искусства», в котором он пытался описать, как будет выглядеть поэзия и искусство далекого будущего:

В «настоящем царстве свободы», в котором с физическим трудом справятся машины, и в котором будет использовано человеческое «право на лень», культурное и поэтическое творчество станет самоцелью. Поэзия и искусство приобретут совсем новые формы и методы высказывания, которые мы в наши дни вряд ли можем предвидеть. Лишь тогда осуществится пророчество французского поэта графа Лотреамона о том, что «поэзию будут делать все, не только один». Поэзия, которую будут делать все, естественно, не будет похожа на существующую до сих пор поэзию, на книжные стихи, на современную живопись или ваяние, обусловленные в своих методах максимальной специализацией и необходимым профессионализмом художественного производства, также как и крайним упрощением коллективного жизненного опыта. Поэзию, которую будут делать все, также все услышат, она будет всем доступна, для всех и для каждого: мало того, в ней полностью воссоединятся создатель и зритель. Путь к поэзии, создаваемой всеми, и путь к искусству, которое «перестанет быть искусством» в наши дни показывает, хотя бы в намеках, прежде всего сюрреализм, уменьшающий значение автора-профессионала, также как и значение особого таланта. Такое искусство позволяет писать картины «безруким Рафаэлям», развивает общую любительскую самодеятельность и мечтательность и отдает поэзию в руки всем, кто без подготовки и без специализации способны создать лирику. Речь идет о технике автоматических записок и эстампов, записи снов, сюрреалистических игр типа «Le Cadavre exquis», речь идет о создании сюрреалистических объектов, постоянной утилизации случаев и находок, речь идет о фотографической технике, о фотограмме, о фотомонтаже, коллаже и монтаже.

В конце 20-х годов Тейге стал в Чехии символом прогрессивности и современности. Чешские художники его называли «человеком абсолютно современным» и рассказывали о нем, например, такой анекдот: Когда Тейге однажды вошел в одно пражское литературное кафе, гости его приветствовали словами: «Карел, что с вами? Ведь уже суббота, вторая половина дня — а вы за эту неделю еще не придумали ни одного нового художественного направления!».

 В 30-е годы Тейге увлекся сюрреализмом и начал творить свои самые популярные произведения — сюрреалистические коллажи, созданием которых он занимался до самой смерти.
В 30-е годы Тейге увлекся сюрреализмом и начал творить свои самые популярные произведения — сюрреалистические коллажи, созданием которых он занимался до самой смерти.

Во время Второй мировой войны после оккупации Чехословакии немцами, Тейге не уехал в эмиграцию, но ему пришлось скрываться. В течение шести лет он почти не покидал свою квартиру, зато как раз в этот период написал цикл автоматических текстов, сопровождающих его коллажи. Как раз соединение визуальной и письменной части произведения удовлетворяло основные требования Карела Тейге к новому типу стихотворения. После освобождения Чехословакии Тейге успел опубликовать большую часть своих работ, созданных во время войны, затем многие его работы были опубликованы в 90-ые годы 20-го века.

Он оказал огромное влияние на все области искусств и дизайна в Чехословакии. Его книга Мигнимальное жилище вышла на свет в 1932 году. А сейчас переведена на английский язык.

В этой книге Тейге смело критикует Ле Корбюзье, Вальтера Гроппииуса и Ми сван Дер Роэ, показывая что их предложения и новации – не более чем новые варианты дворцов для новой финансовой аристократии. Тейге же представляет идею о новом жилище как о совершенно ином типе жилья, построенном на взаимодействии архитекторов, социологов, врачей, экономистов, политиков, профсоюзных деятелей, а сейчас сюда можно добавить и экологов.
В этой книге Тейге смело критикует Ле Корбюзье, Вальтера Гроппииуса и Ми сван Дер Роэ, показывая что их предложения и новации – не более чем новые варианты дворцов для новой финансовой аристократии. Тейге же представляет идею о новом жилище как о совершенно ином типе жилья, построенном на взаимодействии архитекторов, социологов, врачей, экономистов, политиков, профсоюзных деятелей, а сейчас сюда можно добавить и экологов.

Поколения студентов-архитекторов учили думать о виллах Ле Корбюзье и Миса ван дер Роэ как о вершине архитектурного изобретения и прогрессивности. А Тейге видит в них проявления «модернистского снобизма и показного образа жизни миллионера для банкиров и фабрикантов».

Ле Корбюзье, вилла «Савой»
Ле Корбюзье, вилла «Савой»
Мисс Ван дер Роэ, вилла Тугендгат
Мисс Ван дер Роэ, вилла Тугендгат

«Все эти дома, со всей их технической роскошью и радикальными дизайнерскими решениями, со всей их формальной оригинальностью, на самом деле являются не чем иным, как новыми вариантами роскошных дворцов в стиле барокко, то есть резиденциями новой финансовой аристократии. Машина для жизни? Нет, машина для представительства и великолепия, для праздной, ленивой жизни боссов, играющих в гольф, и их дам, скучающих в своих будуарах.»

«Мунданеум» Ле Корбюзье, созданный проект но не реализованный в итоге. Тейге критикует эту идею: «...вся концепция, как видно из плана участка, производит загадочное, архаичное впечатление. Здание музея в форме пирамиды не имеет функционального обоснования и создает эффект старой египетской, а точнее, старой мексиканской атмосферы. Спиральная организация пространств, отдающая все большие площади пространства более поздним периодам, достигается ценой того, что в итоге получается темный внутренний зал (Сакрариум делает это достоинством этой необходимости) и ценой чрезвычайно затрудненного доступа из наверх, с помощью длинных пандусов и неподходящих лифтов...» Особый интерес представляет отказ Тейге от традиционных представлений о кухне как о основе планов, ориентированных на семью, и о браке как основе современного совместного проживания. Он описывает альтернативные образы жизни и новые способы сосуществования полов, поколений и классов. Подробные программные главы о коллективном жилье по-прежнему намного опережают современное мышление, а его комментарии о коллективном жилище предвещают эксперименты по коммунальной жизни 1960-х и 1970-х годов, а также коммунальные услуги в современных многоквартирных домах и поселках для престарелых
«Мунданеум» Ле Корбюзье, созданный проект но не реализованный в итоге. Тейге критикует эту идею: «...вся концепция, как видно из плана участка, производит загадочное, архаичное впечатление. Здание музея в форме пирамиды не имеет функционального обоснования и создает эффект старой египетской, а точнее, старой мексиканской атмосферы. Спиральная организация пространств, отдающая все большие площади пространства более поздним периодам, достигается ценой того, что в итоге получается темный внутренний зал (Сакрариум делает это достоинством этой необходимости) и ценой чрезвычайно затрудненного доступа из наверх, с помощью длинных пандусов и неподходящих лифтов...» Особый интерес представляет отказ Тейге от традиционных представлений о кухне как о основе планов, ориентированных на семью, и о браке как основе современного совместного проживания. Он описывает альтернативные образы жизни и новые способы сосуществования полов, поколений и классов. Подробные программные главы о коллективном жилье по-прежнему намного опережают современное мышление, а его комментарии о коллективном жилище предвещают эксперименты по коммунальной жизни 1960-х и 1970-х годов, а также коммунальные услуги в современных многоквартирных домах и поселках для престарелых

Тейге выступал за избавление архитектуры от «накопленных наростов устаревших концепций» и использование функциональных требований к зданию прежде всего как средство совершенствования, уточнения и улучшения жизни, а также для открытия новых перспектив для новой жизни на более высоком «уровне существования». По мнению Тейге, функционализм «устранил бы старый дуализм между формой искусства и технической формой», не отрицая искусство и принимая машинные технологии, а синтезируя…. технологические, социологические и психологические факторы жизни».

«Плоская крыша или стальная мебель никогда не могут считаться конечной целью авангардной архитектуры...»

-7

В этом уходящем году Шанхайская дизайн-студия Atelier tao+c , получив заказ на ремонт компактной квартиры-студии в довоенном многоквартирном доме в бывшей французской концессии Шанхая, решила взять за основу идеи Тейге. Студия смело изменила конфигурацию объекта, руководствуясь радикальным переосмыслением домашнего пространства как места уединенного убежища, а не семейной жизни и развлечений. Студия пошла на встречу запросу клиента о «комфортном интерьере, в котором можно было бы чувствовать себя уравновешенным, даже находясь в заточении (изоляции) в течение нескольких месяцев», предложением, сочетающим комфорт и функциональность с монашеской чувствительностью. Несмотря на минималистскую эстетику, квартира, тем не менее, полна сюрпризов и сложностей благодаря сделанной на заказ многоцелевой системе стеллажей, которая окружает пространство. Лабиринтная структура, сделанная из скромных материалов, является свидетельством утилитарного духа практики, креативности и подхода, ориентированного на детали. Большое значенте имеет оживленный район, где расположено жилье, что позволяет на контрасте спроектировать квартиру как монашескую келью.

-8

Оставив небольшую кухню и ванную комнату нетронутыми, команда радикально изменила конфигурацию остальной части квартиры, превратив ее в гибкое пространство, где зоны отдыха, столовой и спальни перетекают друг в друга. Ключевой частью новой планировки является специально разработанная система стеллажей, которая включает в себя большую часть мебели квартиры: от книжных полок, шкафов и столов до приподнятой платформы, созданной специально для кровати. Окрашенная в темно-зеленый оттенок, многофункциональная структура одновременно разграничивает и объединяет независимые, но взаимосвязанные жилые зоны.

-9

Так книга Тейге «Минимальное жилье» по-прежнему нужна, вдохновляет дизайнеров на создание замечательных жилых проектов, нужных и востребованных…

-10