Найти в Дзене
Скар Крипипастов

Алиса в Стране Реанимации. "Кошмары лунного сада"- фантасмагорическая сказка о детских страхах и взрослых проблемах

Оглавление

Кошмары лунного сада (Moon Garden, 2022)

Режиссер: Райан Стивенс Харрис

В ролях: Оги Дьюк, Брионн Дэвис, Хэйвен Ли Харрис

Рейтинг: Кинопоиск - 5.9 /Imdb - 6.1

-2

С возвращением в психоделический подвал кукольных ужасов Скара, мои дрожащие от ужаса непослушные детки.

Что такое магия кино? В чем она заключается? Откуда берется? И куда исчезает? Может, она прячется в дорогой графике, передовых технологиях и инновационных спецэффектах, способных сделать любую фантазию почти осязаемо реальной? Или в воплощенных на экране прогрессивных идеях репрезентации и равенства расы, пола и национальности? А может в многомиллионных бюджетах? Иногда возникает странное впечатление, что современная киноиндустрия совершенно забыла, с чего, и, самое главное, ради чего все начиналось. И что миллионы долларов, вложенных в производство и постпродакшн, не гарантируют отклика в сердцах утомленного безыдейным буйством визуальных эффектов и приевшихся поп-культурных образов зрителя, а громкие имена и расовое разнообразие в титрах не способны искупить унифицированный беззубый сценарий и коммерческое отношение к сьемкам. Современному кинематографу ужасно не хватает души, того самого тайного волшебства, что ведет вас за пределы голубых экранов, превращая их в Зазеркалье, на ускоренной перемотке показывающее очарованному зрителю собственные сокровенные мысли, тайные надежды, наболевшие проблемы и самые жуткие ночные кошмары. Отражение, рефлексия, жизнь внутри жизни - но быстрее, ярче и выразительнее. И для того, чтобы добиться такого эффекта, вовсе не обязательно распоряжаться большими бюджетами и километровыми съёмочными павильонами, достаточно лишь немного таланта, пары смелых идей, изобретательности и истинной любви к тому, что делаешь. Именно так и творится та самая магия кино, которая передается через экран, и доходит до глаз и сердец. И которая определенно есть в герое этого обзора - фантасмагорической одиссее о маленькой девочке и ее пути к себе и миру в океане бессознательных детских образов и взрослых ужасов под названием "Кошмары лунного сада" от режиссера Райана Харриса.

-3

Пятилетняя белокурая Эмма становится свидетельницей громкой ссоры родителей - импульсивной и чрезмерно эмоциональной матери и вечно занятого работой (а в свободное время написанием собственной книги) отца. В расстроенных чувствах девочка случайно падает с лестницы и впадает в кому. И пока убитые горем родители, забыв о взаимных упреках и мелких семейных склоках, проводят день и ночь в совместных бдениях в больнице рядом с безмолвным телом дочери, сознание Эммы попадает в странный сюрреалистический мир отраженной реальности, где действуют свои законы и логика, а за переплетением ржавых труб и горами загадочных механизмов ждет своего часа кошмарная темная оболочка с мерзко пощелкивающей в пустоте вставной челюстью, которая питается детскими слезами. Теперь девочке предстоит отыскать способ связаться с горюющими родителями и найти путь домой через этот безумный мир, в котором есть место самым дикими образам и фантазиям, включая гигантского кукольного носорога, будущего фриковатого "мужа" Эммы и постаревшую версию её самой. И ей нужно спешить, ведь если она хоть на минутку зазевается, жуткая тварь без лица выпьет все её слезы без остатка, и несчастная девочка навсегда застрянет в мрачном чужеродном лимбе.

-4

"Кошмары лунного сада" - пожалуй, одна из самых неожиданных тематических кинотеатральных премьер года (хотя в остальном мире фильм вышел на экраны в 2022-м). Это абсолютно штучная работа, которая либо приведет в безумный восторг и надолго засядет в голове, либо вызовет полное непонимание и отторжение. И это нормально. Подобные картины нацелены на чувства и ощущения, эфемерные материи, неподвластные голосу скептически настроенного разума. И та часть картины, которая разворачивается в реальном мире, самая слабая (хоть и отнюдь не плохая), так как, по сути своей, полностью подчиняется довольно простому и незамысловатому сквозному сюжету, а образы запутавшихся в отношениях родителей условны и клишированы (хоть и не лишены определенного психологизма). Совсем другое дело - мир мрачных фантазий находящейся в коме Эммы, в котором нам предстоит провести большую часть времени.

-5

Это самое настоящее глубоко эстетское визуальное пиршество, каждый кадр которого можно смело вставлять в отдельную рамку. Режиссер практически полностью отказался от использования компьютерных спецэффектов, целиком сосредоточившись на покадровой кукольной анимации, сделанных вручную декорациях и работе костюмеров и художников. И все это волшебным образом оживило лиминальное пространство мрачных грез "Лунного сада", наделив особенным почерком и индивидуальными причудливыми голосами со своими темами и интонациями. Кропотливая ручная работа и творческий подход к сьемке видны здесь буквально повсюду - например, облака и ночное небо созданы при помощи аквариума с молоком, а сцену со сгнившими за несколько мгновений фруктами снимали четыре месяца! При этом весь фильм был снят на заброшенной голливудской звукозаписывающей студии на собственную ретро-камеру режиссера, который одновременно являлся и сценаристом картины, и ее продюсером, а в главной роли выступила родная дочка постановщика Хэйвен Ли Харрис.

-6

Пожалуй, "Кошмарам лунного сада" немного не хватает актуальности и пронзительности "Лабиринта Фавна" дель Торо или сурового психологизма норвежской "Коко-ди коко-да", которые частично уже использовали схожие приемы и смежные темы. Но в какие-то моменты он умудряется перещеголять и "Пылающий мир" по части гротеска и будоражащих в своей абсурдности символических образов подсознательного, и "Зеркальную маску" Нила Геймана в яркой выразительности восхитительного майндскейпа и безграничного полета фантазии. В культурном бэкграунде "Лунного сада" можно увидеть множество разнообразных отсылок и реминисценций к классикам "нового странного" и кинохудожникам старой школы, от работ Дэйва МакКина, тесно работавшего с уже упомянутым выше Гейманом, до околоэзотерического символизма Алана Мура. Но все это вовсе не делает из картины хаотичное нагромождение заимствованных художественных конструктов, а напротив, создает свой уникальный мрачный мир детских фантазий со взрослым колоритом. Где-то манящий. Где-то по-настоящему пугающий. И до жути реальный.

-7

Резюмируя вышесказанное - ни в коем случае не стану рекомендовать эту картину всем. Абстрагируясь от лирических моментов, порой режиссеру осязаемо не хватает опыта и некоторой мастеровитости, а сценарию глубины. Но художественные достоинства картины явственно перевешивают небольшие технические огрехи. Одним словом, обязательно посмотрите трейлер, чтобы понять акценты и особенности визуального стиля. Если он никак не зацепит и не вызовет особого интереса - лучше благоразумно пройти мимо. Но если сжатый до двух минут видеоряд "Кошмаров лунного сада" заинтригует своей атмосферой и эклектикой выразительных средств, не пожалейте полутора часов на ознакомление с этой мрачной сказкой - возможно, Вас ждет самый необычный киноопыт за последние несколько лет.

ВЕРДИКТ:

Общая оценка по моей крип-шкале - 8 скаров из 10

.....................................................................................................................................

Подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь ссылкой с друзьями! Ваша поддержка крайне важна для развития канала!

#ужасы #horror #psychodelic #movie #кино #артхаус #moongarden