Найти тему
1001.ru

Как синдром отличника влияет на жизнь?

Все мы знаем истории с той самой одноклассницей или одноклассником, которые тряслись из-за каждой оценки. У них всегда была сделана домашняя работа, в тетрадях идеальный порядок. В общем, рай для взращивания перфекционизма. А если получали тройку, то на лбу у них тут же выступал пот, губы поджимались от страха.

Кадр из фильма «Академия Рашмор» (реж. Уэс Андерсон, 1998)
Кадр из фильма «Академия Рашмор» (реж. Уэс Андерсон, 1998)

Мне всегда было чуждо такое отношение к учёбе в школьные годы. Я часто забивала на какой-то урок, могла выкрутиться, ведь достаточно хорошо владею словом. Всегда была той самой девочкой за последней партой, которая что-то да говорила. Иногда правильно, иногда нет. Но я не боялась совершить ошибку, потому что чувствовала, как мои мысли идут в правильном направлении.

Ну, мне по крайней мере так казалось.

Я оказалась девочкой из неробкого десятка, как говорят.

И ещё мне не нравилось, что учителя по точным наукам выделяли меня среди всех, как некую ворону, вечно витающую в облаках. И все мои попытки каждый раз закрыть четверть на одни пятерки оканчивались провалом. «Не дано», — говорили они. И меня это раздражало. Это также подхватывали некоторые мои одноклассники.

Химия — единственный предмет, который я знала на отлично. И в десятом классе я надумала подаваться на грант в одну из нефтяных компаний. Условия: сдать внутренний экзамен по английскому (с этим не было проблем), ну и, соответственно, набор — профильная математика, химия и обществознание. Все посмеялись, когда услышали это.

Чтобы я сдала профильную математику? Не смешите, как говорится. Вверив свою судьбу мнению окружающих, я выбрала другой путь. «Ты же у нас больше гуманитарий!», — окончательно определило моё решение.

Настал в моей жизни такой этап как университет.

Вот там и началась вся история.

Кадр из фильма «Академия Рашмор» (реж. Уэс Андерсон, 1998)
Кадр из фильма «Академия Рашмор» (реж. Уэс Андерсон, 1998)

Мои баллы ЕГЭ не были идеальными при поступлении, однако с профильным предметом по своей специальности у меня был самый высокий балл среди группы. И в какой-то степени меня это обрадовало. Ого! Я могу тут проявить себя, никто не будет надо мной смеяться, ведь знаний у меня хоть отбавляй.

Проявить-то проявила, однако появились и свои минусы. Я стала смотреть на оценки остальных, сравнивать себя с другими. При любой неудаче я злилась. Вот как так, я знаю это лучше, но кто-то другой написал на оценку гораздо выше моей. «Да потому что он/она всё списали», — говорила себе.

А потом вообще я стала понимать, что мне будет плохо, если перестану быть отличницей. И самое интересное,что этот синдром проявлялся никак не в зазубривании и не в идеально сделанных работах. Нет. Я вывозила засчёт своих уже остаточных знаний при подготовке ЕГЭ.

Это была база, причём она сыграла мне в плюс. Я понимала, что и как работает, куда нужно зайти, чтобы сделать то или иное задание. Потрудилась на славу в последний школьный год, а теперь пользовалась тем, что наработала. И так же продолжала прокачивать свой skill.

Я гордилась этим. Ведь всё, что делали мои одногруппники, стоило им усилий, а я делала это вполноги. И результат у меня часто был выше (иногда я филонила, это такая моя фишка ещё со школьной скамьи). Всё это также заметил один из преподавателей и сказал, что я делаю недостаточно и могу больше. Меня опять будто вернуло в школьные годы. Могу больше? Всё, что я делаю, недостаточно?

Я закрыла первый курс на отлично. И на экзамене того самого внимательного преподавателя мне стоило усилий, чтобы получить свою заветную пятерку. Выпала удача выступать в числе первых, билет был средней сложности.

«То, что вы делаете, называется школярство, у Вас вообще смело тройка может быть». Вышла я с экзамена с кислой миной. Меня убеждали одногруппники, что все слова профессора — это пустяки, ведь у меня закрыта сессия на отлично.

Но тогда-то я поняла, что я вдоволь насладилась процессом, а результат меня не устроил.

Словно он был не моим, не так хотела получить свою желаемую отличную учёбу. И тут меня осенило под конец первого курса: я гонюсь за мнимым результатом, упуская сам процесс.

Прошло полтора года, я до сих пор борюсь с собой. Уже лучше получается концентрировать внимание только на себе, хотя иногда и тяжело смириться, что где-то ты не был более изворотливым или умным, как остальные.

… Говорят, что синдром отличника возникает на почве недостатка внимания или заниженной самооценки. В школьные годы у меня было всё немного проще, среда не раскрыла тот самый потенциал отличника-параноика.

И слава богу, потому что, будучи более взрослой, я могу больше поддаваться самоанализу и рефлексии. Я избежала этого и не обрекла себя на одиннадцать лет страданий. Пять лет моей учебы в универе — тоже немаленький срок. Но всё-таки мне предпочтительнее прожить всё в том возрасте, когда здраво мыслить получается лучше. Переходный возраст закончился, пубертат вместе с ним также позади.

Думаю, каждому, кто сталкивается с похожими проблемами, важно понимать, что, живя в надежде оправдать чьи-то ожидания, можно встретиться с печальными последствиями в будущем. Страшнее всего — осознание, что прожил не свою жизнь.

Полина Николайчук

Материалы автора