Перед Вами очень редкий случай, когда я не буду бухтеть о том, что:
1) экранизация романа не соответствует первоисточнику,
2) искажает важные моменты,
3) плохо снята,
4) на роли в ней взяты странные актёры,
5) не соответствует эпохе,
6) немотивированно изменили сюжет и т.д.
А не будет всего этого, потому что...
А я даже не знаю, почему.
Начну с того, что сериал "Нормальные люди" я смотрела летом 2020 года. Я просто размещу ниже скриншот из своих архивов, в котором отражены мои впечатления от первого просмотра.
Итак, сериал произвел на меня сильное впечатление, потому что до этого чего-то подобного я не видела. Он раскрывал сложные аспекты человеческих отношений. Нездоровых отношений от начала и практически до конца. Некоторые черты которых я видела в собственном опыте или опыте своих знакомых.
Спустя пару лет на ЛитРесе мне попалась аудиокнига Салли Руни "Нормальные люди", по мотивам которой и был снят сериал. Сейчас уже не вспомню, знала ли я в 2020 году о её существовании или нет, но к моменту прочтения весной этого года сериал подстерся из моей памяти.
Я помнила общую сюжетную канву: в школе популярный мальчик и девочка-гик влюбляются друг в друга и скрывают свои отношений, мальчик жутко стесняется всего этого и бросает девочку; спустя время в университете положение дел меняется, но беды с головой у этой парочки только крепнут. На протяжении долгих лет они пытаются дружить и страдают от одиночества, когда не получается. Хэппи-энда нет. Ну, или почти нет.
Книга напомнила детали истории, кое-что для меня прояснила. Но произвела на меня ещё более тяжкое впечатление, чем сериал. Такое тяжкое, что я даже не смогла написать о ней статью. Тогда я решила, что пересмотрю сериал и напишу сопоставительную статью. И откладывала просмотр сериал долго.
Но теперь пришло время. Сопоставления не будет.
Мы всегда морщимся, если экранизация резко не соответствует духу книги, если в ней съёмочная группа легкомысленно относится к тому, что дорого нам, читателю.
В этом сериале меня ничто не покоробило. Я отдаю себе отчёт в том, что это может быть связано с тем, что сериал для меня именно первичен. Я воспринимала текст романа Салли Руни, представляя себе Коннелла и Марианну такими, какими видела их на экране, сопоставляла не сериал с книгой, а наоборот.
Тем не менее, второй просмотр закрепил меня во мнении, что эта экранизация мне нравится. И сериал мне смотреть было... нужно. Я не могу сказать "приятно", потому что сериал практически с первого и до последнего кадра мрачный и депрессивный, не могу применить слово "интересно". Мне совершенно точно НЕ НРАВИТСЯ то, каков он. Но не в плане качества съёмки, а в плане тяжелейшей для меня проблематики.
Я уверена, что найдутся люди, которые скажут, что роман и сериал - бредятина, сопли на пустом месте и больные люди. И в этом нет никакой проблемы. Оно, наверное, так и есть для многих.
Но у поколения миллениалов, у тех, кому сейчас примерно, как мне, к тридцати, некоторые темы, поднятые и в книге, и в экранизации могут откликнуться. И это НОРМАЛЬНО. Потому что Марианна и Коннелл - НОРМАЛЬНЫЕ ЛЮДИ со своими НОРМАЛЬНЫЕ жизненными проблемами, путями их решения, которые могут казаться нам НЕНОРМАЛЬНЫМИ. Но это взгляд извне.
Марианна постоянно смотрит на себя чужими глазами и видит свою странность, НЕНОРМАЛЬНОСТЬ и тем самым отталкивает и Коннелла.
Коннелл понимает, что он не такой, как НОРМАЛЬНЫЕ ребята из школы, как НОРМАЛЬНЫЕ студенты. Он пытается быть НОРМАЛЬНЫМ и вести себя так, чтобы не выделяться и только из-за этого совершенно теряет себя.
Очень часто применительно к "Нормальным людям" бросают фразу: "Это про абъюз". Возможно, я не вполне понимаю, что такое абъюз, но отношения Коннелла и Марианны мне таковыми кажутся только в самом начале. Дальше сложная созависимость, а главное - не умение открыться по-настоящему и принять себя.
Хотя абъюз, конечно, хорошо представлен отношениями Марианны с Джейми.
Проблема депрессии, зависимости от веществ, рукоприкладства, дружбы и семьи, профессии, комплексов, переживания утраты... Продолжать можно долго. Получасовые (а иногда и меньше) серии охватывают большой спектр проблем, показывают способы их проживания и открытый финал.
Очень хочется, чтобы у героев наконец всё сложилось, чтобы они не разлучались больше, чтобы был голливудский хэппи-энд. Но здесь конец иной. И он счастливый, на самом деле: Марианна научилась жить СВОЮ жизнь сама и может ответить Коннеллу отказом. Она наконец чего-то хочет и отстаивает это. А Коннелл пытается вырваться из депрессии и апатии путем реализации своего таланта, он готов решиться выйти из зоны комфорта (которая, конечно, скорее зона давления привычности). Он всё ещё боится быть самостоятельным, всё ещё сомневается во всем и хватается за Марианну как за островок стабильности. Но всё-таки он готов идти дальше.
Вот так я вижу эту экранизацию, которая мне нравится, несмотря на всю тяжесть и кажущуюся беспросветность. Это не сериал, чтобы расслабиться после сложного дня. Это не сериал, чтобы вдохновиться. Но это хороший импульс для раздумий.
* надеюсь, Вы поняли все мои блуждания вокруг слова "нравится". Мне НРАВИТСЯ этот сериал (и книга, разумеется), но мне НЕ нравится, что такое есть в жизни, это ТЯЖЕЛО воспринимать, но НУЖНО об этом говорить.
Слышали про роман Салли Руни? Может быть, читали? А сериал смотрели? Как Вам?
Здесь о моих дальнейших планах