Многие россияне не ожидали такого поворота: знаменитым лётчикам предложили уволиться по собственному желанию.
Им аплодировали. Их хвалили. Им предлагали вручить государственные награды. Теперь начальство готово выгнать этих людей с работы. Речь – про пилотов знаменитого «Аэробуса».
«Это большие профессионалы»
История удивительной посадки самолёта в пшеничное поле прогремела на всю Россию. 12 сентября борт «Уральских авиалиний» летел из Сочи в Омск. Но вышла из строя гидросистема, а это – сложности во время приземления.
Экипаж решил лететь в Новосибирск, там – длиннее взлётно-посадочная полоса. Должно быть прощё. Однако в пути выяснилось: добраться до Толмачёво не хватит топлива.
Пришлось приземляться в поле. Самолёт сел мягко, пассажиры не пострадали. Несмотря на то, что прибыли не по адресу, они благодарили экипаж.
- Как работала команда, вообще было понятно, что все - большие профессионалы. От бортпроводников до пилотов, - делилась в интервью одна из пассажирок.
- Когда садились, сильно трясло?
- Вообще не трясло. Вообще отлично сели.
- А когда вы сошли с самолёта, кто вас встречал?
- Ну кто… Поле. Пшеница.
- Вы поняли, что у вас сегодня - День рождения?
- Нет, но мне все так говорят.
Первая реакция на мягкую посадку – восторг и благодарность пилотам за мастерство. Но по мере того, как идёт расследование; по мере того, как ситуацию оценивают эксперты, эйфория устает место сомнениям: а не сами ли пилоты – виновники критической ситуации, из которой пришлось спасать пассажиров?
«Мы спасли человеческие жизни»
Судя по всему, лететь на запасной аэродром вообще не требовалось. Садиться нужно было в Омске, как и планировалось по маршруту. Испорченная гидросистема не отменяла возможности для безопасной посадки.
Следственный комитет ещё не сделал выводов. Но пилоты отстранены от работы в воздухе. А теперь, оказывается, им предложили покинуть авиакомпанию. Об этом «Комсомольской правде» рассказал второй пилот Эдуард Семёнов.
- Командир эскадрильи пришёл, от имени начальства сказал: «Тебе нужно уйти. Пойти должен и написать заявление». Я сказал, что подумаю. За что меня увольняют? Комиссия ещё работает. Неизвестно, какие выводы у комиссии будут.
Лётчики отказались подписывать документы. Решили, что сами не уволятся. И настаивают на том, что хорошо выполнили работу:
- Всё-таки, мы спасли человеческие жизни. Может, где-то мы ошиблись, но в конечном итоге 167 жизней спасено, самолёт, в общем-то, целый. Посадку мы совершали совершенно осознанно, мы понимали, что происходит, понимали, что может произойти, но нашли в себе силы взять себя в руки. Не испугаться. Не растеряться. Как говорят мои коллеги, это очень многого стоит.
Некоторые более опытные пилоты сказали: «Не представляю, как бы я себя повёл на вашем месте». Мы совершенно хладнокровно, осознанно заканчивали наш полёт. Хоть и говорят, что нам повезло, но мы ж не смотрели, как наш самолёт летит и падает. Мы пилотировали его. Всё выполнили, все живы.
«Лётчики вряд ли являются героями»
Оснований для принудительного увольнения, руководство компании пилотам пока не озвучивало. Но решение махнуть в Новосибирск почти без топлива было ошибкой. Если экипаж мог это просчитать (почти точно, что мог), то вот вам и повод для увольнения. А может – и для уголовного суда.
Я позвонил с вопросами эксперту Агентства «Безопасность полетов», генеральному директору компании «RunAvia» Андрею Патракову. Вот, что сказал он:
- Предложение написать заявления говорит о том, что результаты расследования (как минимум - предварительные) показывают, что лётчики вряд ли являются героями. Скорее - наоборот. Значит, какие-то предварительные выводы седланы. Эти выводы - не в пользу качества работы и квалификации экипажа.
А как считаете вы: лётчики совершили героизм? Или ошибку? Или преступление?