Ребенок не хочет делать уроки. Как решить проблему без криков и ссор? Опираясь на опыт преподавателей онлайн-школы Айтигенио, мы выделили 10 причин, почему дети отказываются делать домашнее задание самостоятельно. Рассказываем, как нетоксично помочь школьнику.
Школьная программа дается с трудом
✅ Что делать?
- Не стоит использовать для решения задач готовые ответы из решебников, это только усугубит проблему. Привычка пользоваться решебником часто возникает еще в начальных классах, поэтому советуем контролировать доступ к готовым ответам.
- Если школьник привык учить уроки со взрослыми, он просто не знает, как справляться иначе. Достаточно больше доверять сыну\дочери и постепенно снижать контроль, оставляя его один на один с уроками. Сначала одно упражнение, потом два и так далее, увеличивая нагрузку.
- Не давайте малышу повод почувствовать себя каким-то не таким, глупым, недалеким из-за того, что он не может самостоятельно выполнять уроки. Нет смысла стараться, если на тебе висит клеймо «глупца».
- Не высказывайтесь негативно о школе и учителях. Это обесценивает работу учителей, и ученик теряет мотивацию разбираться в сложных темах.
Сломана система мотивации
✅ Что делать?
- «Получишь в четверти 5 — купим тебе телефон». Из-за подобных договоренностей достижения вроде самостоятельно выполненного упражнения кажутся неважными. Ведь главное — высокая оценка в четверти любым путем. А сами знания уходят на второй план.
Уберите фокус с оценок и перенесите его на знания: «Если тебе нравится решать задачи на умножения, сделай максимум их. А в следующий раз сравним, сможешь ли ты решить еще больше».
- Разбивайте масштабную задачу на несколько маленьких. Если впереди очень много домашки, предложите школьнику соблюдать подобный план:
1. Сделать 2 задачи по математике;
2. Выучить 5 слов по английскому и т.д.
Разделив задания на мелкие порции, домашка не будет казаться такой устрашающей. В результате малыш начнет гордиться собой после очередного выполненного пункта. И поверит в свои силы — это лучшая мотивация.
Большая учебная нагрузка
✅ Что делать?
- Когда энергия уходит на школу, спортивные секции, дополнительные занятия, подготовку к экзаменам, домашняя работа — последнее, что хочется делать. Стоит сбалансировать график и добавить больше часов качественного отдыха.
Качественный отдых — это отдых со сменой привычной обстановки. Например, плавание в бассейне, конная прогулка, хайкинг или поход в кино могут зарядить школьника дополнительными силами.
- Любимое хобби оживит рутину школьника. Найдите новые секции, попробуйте новый формат занятий. Если раньше вы отдавали предпочтение спорту, то советуем попробовать творческие направления.
Равнодушие родителей
✅ Что делать?
- «Какое там домашнее задание, главное, чтобы были хорошие оценки в году». А как дети справляются с уроками, как реагируют учителя на успехи или промахи — не имеет большого значения. Но обратная связь от родителей — пожалуй, главная движущая сила для детей.
Интересуйтесь не только успехами, но и ежедневными переживаниями, проблемами, целями и планами. Это может быть трудно, если и вас воспитывали холодные взрослые, которые редко проявляли интерес и заботу. Но даже в этом случае изменить стиль воспитания — возможно. Обратитесь к семейному психологу, он поможет построить теплые, доверительные отношения в семье.
Конфликт с учителем
✅ Что делать?
- Свяжитесь с классным руководителем по телефону и расскажите подробнее об особенностях своего ребенка: какие методы мотивации ему подходят, с какими трудностями он сталкивается во время занятий.
- Также разобраться в корне проблемы поможет встреча со школьным учителем в присутствии руководства и школьного психолога.
Повышенная активность
✅ Что делать?
- Не садитесь за уроки, например, сразу после мультиков или прогулки с друзьями. Нужен ритуал, который даст сигнал мозговой активности, что пора успокоиться и подготовиться к работе. Таким ритуалом может быть:
- Чтение вслух любимых сказок;
- Игра в «Слова», «Города» и т.д.;
- Написание письма себе в будущее;
- Медитация или йога с мамой\папой.
- В процессе выполнения домашнего задания делайте паузы для отдыха. Возможно, школьник действительно быстро устает. Попробуйте поэкспериментировать. Например: 20 минут — занимаемся, 10 минут — отдыхаем.
Страх плохих оценок
✅ Что делать?
- Школьник боится допустить ошибку, поэтому не может сосредоточиться на занятиях. Нужно сместить фокус с оценок на знания и опыт. После школы спрашивайте, что ученик выучил, что понравилось, а не какую отметку он заработал.
- Часто страх плохих оценок возникает из-за чувства неполноценности, вызванным сравнением со сверстниками. Проследите, не бросаетесь ли вы фразами вроде: «У Маши отметки выше, чем у тебя», «Маша молодец, у нее нет четверок в четверти». Старайтесь не сравнивать ребенка с кем-то еще.
- Не наказывайте малыша за плохие оценки. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
- Предложите школьнику оценивать свои старания самостоятельно, а не ориентироваться на цифры в рабочих тетрадях. Только школьник знает, сколько ему потребовалось времени и сил, чтобы освоить материал.
Повышенная тревожность
✅ Что делать?
- Иногда тревожность вызвана неуверенностью в своих силах. Чаще замечайте успехи ребенка, говорите, что гордитесь им. Не замалчивайте свои чувства.
- Тревожным детям необходимо выговориться, чтобы почувствовать себя в безопасности. Помогайте выражать эмоции. Буквально проговаривайте вместе: «Мне сейчас нервно, потому что я боюсь ошибиться», «Я чувствую волнение», «Мне нужна поддержка, я переживаю».
Неправильно организован распорядок дня
✅ Что делать?
- Выполнять домашку в самый последний момент — не лучшая идея. Из-за отсутствия организованной рутины времени на домашку может не хватать. Уделяя 10-15 минут перед сном или между прогулками, ученик не успевает усвоить школьный материал.
Основываясь на наших наблюдениях за учениками школы Айтигенио с высокой успеваемостью, мы выявили закономерность: уроки выполняют эффективнее те ребята, которые стабильно соблюдают режим дня.
Пример режима дня школьника 8-11 лет:
9:00 - 13:00 — школа
14:00 - 15:00 — отдых
15:30 - 16:30 — дополнительные занятия
17:00 - 18:30 — домашнее задание
18:30 - 19:30 — отдых
19:00 - 20:00 — свободное время для хобби иди Д/З
21:00 - 21:20 — чтение перед сном, подготовка ко сну
Дурное влияние друзей
✅ Что делать?
- Перемены в поведение из-за новых приятелей начинаются в подростковом возрасте, когда особенно силен бунтарский дух. Вы можете просто ждать, когда подросток перерастет этот период. Или попробовать план Б:
- Найдите полезное хобби для всей дружной компании — свозить детей на концерт, футбольный матч или танцевальное шоу.
- Когда хочется обвинить друзей во всех бедах, вместо этого лучше задавайте дочери \ сыну уточняющие вопросы. Например:
«Раньше ты ходил на факультативы по биологии, а теперь бросил? Расскажи, когда именно ты решил бросит факультативы? Может, просто хочешь чего-то нового?»
Такие вопросы помогут детям понять свои настоящие желания, разобраться, почему на самом деле отношение к учебе изменилось.
Если бы можно было выпить волшебную таблетку и привить детям любовь к учебе, мы бы жили в очень странном мире. Потому что каждый ребенок — уникален. И его искреннее желание — главный двигатель интеллектуального развития ребенка. Поэтому так важен индивидуальный подход.
В каждом есть скрытые таланты, мы помогаем их искать и совершенствовать. Тренеры онлайн-школы Айтигенио делают упор на развитие потенциала ребят. И даже нелюбимая домашка становится интересным приключением на пути к знаниям.
Первое занятие в онлайн-школе Айтигенио — бесплатно. Попробуйте!
___________________________________________________________________________________
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании, учебе и психологии детей и подростков.