Какие законопроекты для водителей планируют рассмотреть в Госдуме и Совете Федерации 13 декабря 2023 года?
Поправки об НДС при продаже машин - рассмотрение в Совете Федерации
9 июня 2023 года в Госдуму была внесена инициатива, касающаяся изменений по налогу НДС при продаже машин. В силу того, что многие иностранные автопроизводители сокращают или прекращают поставки новых автомобилей и запасных частей на рынок РФ, прогнозируется, что рынок продаж новых автомобилей существенно сократится в натуральном и денежном выражении.
Единственный рынок продаж автомобилей, которого международные санкции коснутся наименьшим образом, это рынок продаж автомобилей с пробегом. Однако, в настоящее время, если дилер покупает автомобиль у физического лица, он не может его продать другому юридическому лицу по реальной цене. Второе юридическое лицо обязано заплатить НДС с полной стоимости машины, а вычет НДС может заявить только с разницы между ценами приобретения и продажи первым юридическим лицом (дилером, выкупившим автомобиль у физического лица).
Такие сделки в настоящее время не заключаются или заключаются крайне редко, и не оказывают существенного влияния на формирование налогооблагаемой базы как по НДС, так и по налогу на прибыль. Таким образом, несовершенство налогового законодательства создает дополнительные препятствия в сегменте СВВС-сделок (client to business to business to client) для подержанных автомобилей.
Данное обстоятельство приводит к фактическому уходу автомобильных дилеров со вторичного рынка продаж автомобилей в связи с отсутствием экономической целесообразности, либо использованию схем с посредником - физическим лицом, что, в свою очередь, влияет на собираемость налога на добавленную стоимость и пополняемость бюджета.
В связи с этим, Госдума предлагает внести изменения в Налоговый кодекс, для упрощения данного процесса. Внесение предлагаемых изменений в Налоговый кодекс повлечет за собой рост доли дилеров на рынке продаж автомобилей с пробегом и, соответственно, увеличение налоговых поступлений в бюджет. Продажа автомобилей с пробегом в официальном секторе позволит дилерам:
- избежать сокращения персонала в связи с ограничениями продаж новых автомобилей в результате введенных санкций;
- приведет к дополнительному привлечению персонала, осуществляющего такую продажу, что также увеличит налоговые поступления в бюджет в виде страховых взносов и НДФЛ;
- позволит официальным дилерам работать эффективно, легализовать рынок продаж автомобилей с пробегом, сделав его прозрачным;
- даст дополнительные гарантии покупателям, поскольку юридические лица несут ответственность по Закону о защите прав потребителей.
"Предлагаемые изменения позволят распространить специальный порядок определения налоговой базы для НДС на сделки, связанные с реализацией приобретенных автомобилей у юридических лиц, не являющихся плательщиками НДС, для перепродажи. Изменение налоговой базы по НДС сможет существенно увеличить поступление налогов в бюджет (данные приведены в финансово-экономическом обосновании)", - говорится в пояснительной записке документа.
24 октября 2023 года законопроект был одобрен депутатами в первом чтении. 7 декабря 2023 года его одобрили сразу во втором и третьем (окончательном) чтении Госдумы. Сегодня, 13 декабря 2023 года, документ планируют рассмотреть в Совете Федерации.
ОСАГО в новых регионах - три чтения
Сразу в трёх чтениях Госдумы 13 декабря 2023 года депутаты планируют принять законопроект, продлевающий возможность езды без ОСАГО в новых регионах РФ.
Напомним, на территории 4 новых регионов России (ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей) закон об ОСАГО не действует до 1 января 2024 года (согласно Федеральным законам об их присоединении). Если происходит ДТП, то его участники между собой договариваются о компенсации, а если есть пострадавшие - дело оформляют сотрудники ДПС и оно направляется в суд.
"Составляются следующие бумаги: справка о ДТП, схема столкновения, протокол осмотра транспортного происшествия, письменное приложение к протоколу с информацией о пострадавших и очевидцах, также может быть вызвана следственно-оперативная группа", — сообщали ранее в ГИБДД.
Если пострадавших нет, то сотрудники ГИБДД рисуют схему ДТП и выдают справку об аварии и протокол об административном правонарушении, если оно было. При этом, для передвижения по другим регионам России на транспортных средствах, зарегистрированных в этих 4 субъектах, полис ОСАГО всё-таки оформить нужно.
8 декабря 2023 года в Госдуму был внесён законопроект, согласно которому мораторий на ОСАГО в новых регионах планируется продлить ещё на год - до 31 декабря 2024 года включительно.
"В настоящее время существует необходимость продления неприменения правового регулирования ОСАГО на территориях новых субъектов на срок до 31 декабря 2024 г. включительно, в связи с чем проектом федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы" предлагается внести соответствующие изменения в федеральные конституционные законы. В то же время обязанность заключения договора ОСАГО при выезде за пределы указанных территорий, уже установленная федеральными конституционными законами и законодательством Российской Федерации об ОСАГО, сохраняется", - говорится в пояснительной записке документа.
Сегодня запланировано рассмотрение данных поправок сразу в трёх чтениях Госдумы - вопрос находится под номером 13 в повестке Госдумы на 13 декабря.
Ремонт дорог у школ и детсадов - первое чтение
22 ноября 2022 года в Госдуму был внесён проект федерального закона «О внесении изменения в статью 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации», который разработан в целях возможности осуществления ремонта дорог, принадлежащих школам и детским садам. В настоящее время в субъектах РФ запущена программа капитального ремонта школ. Однако указанная программа не позволяет производить благоустройство территории в школе, в которой будет произведен ремонт.
В то же время подавляющее число школ, а также детских садов нуждаются в таком благоустройстве, в частности в ремонте дорожных полотен, прилегающих к зданиям школ и детских садов. Эти территории находятся в плачевном состоянии, и требуют текущего, а во многих случаях, и капитального ремонта.
Сейчас ремонт территории школы или детского сада может быть произведен только за счет средств муниципалитетов. Финансирование таких работ происходит по остаточному принципу. Из-за недостаточности средств в бюджетах муниципалитетов благоустройство в школах и детских садах практически не осуществляется. С учетом того, что на сегодняшний день существует огромная потребность в изменении подхода к финансированию текущего и капитального ремонта территорий образовательных учреждений, законопроектом предлагается за счет средств дорожных фондов производить необходимое благоустройство, касающееся ремонта дорожных полотен.
С момента образования дорожных фондов прошло более 10 лет, программа по ремонту дорог хорошо себя зарекомендовала, и многие дороги уже были отремонтированы. В настоящее время средства дорожного фонда могут быть использованы в целях финансового обеспечения дорожной деятельности автомобильных дорог общего пользования, а также для капитального ремонта дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям. Таким образом, законопроектом предлагается расширить возможности использования этих фондов на нужды государственных образовательных учреждений.
"Принятие законопроекта позволит комплексно решить проблему капитального ремонта, как самого учреждения школы, так и ремонта ее территории, а у детских садов в случае необходимости появится возможность проводить ремонт асфальтного покрытия", - говорится в пояснительной записке документа.
Первое чтение законопроекта запланировано сегодня, 13 декабря 2023 года - вопрос в повестке Госдумы находится под номером 19.