От листа! Именно с него, стального листа, начинается автомобиль.
Сколько бы ни пытались сделать машину из пластиковых панелей, кузов все равно остается металлическим. Из листов стали формируется дизайн кузова LADA – и тут же закладываются свойства будущего автомобиля. Происходит это в прессовом производстве АВТОВАЗа.
Миллион ударов в сутки. Невероятный пульс огромного производства. Как к собственному сердцебиению, к нему привыкаешь и со временем перестаешь замечать. Но это потом, а когда попадаешь сюда впервые, тебя просто сносит этот рокот, сравнимый с тектоническими процессами в земной коре.
Масштабы здесь действительно колоссальные. Прессовое производство АВТОВАЗа – самое крупное в Европе. Громадность прессовых линий особенно была заметна в период их возведения: когда там, в котловане под фундамент пресса глубиной 6 метров, ездили грузовики, они казались машинками в детской песочнице. А главный пролет корпуса кажется бесконечным, хотя длина его – два километра. Пролет традиционно называют «фордовским»: еще в начале 70-х Волжский автомобильный посетил Генри Форд-младший и проехал там.
Из пресса – в хром!
На автозаводе принято считать, что автомобиль начинается с прессового производства. Так сложилось и технологически, и исторически: за два месяца до старта производства автомобилей, в феврале 1970 года, здесь была выполнена первая штамповка. Это внутренняя панель двери ВАЗ-2101, для истории ее отхромировали и поместили в заводской музей.
Пресс, на котором изготовили первую штамповку, работал почти до наших дней. Его даже модернизировали, оснастив электронной системой управления. Но сейчас здесь тон задают совсем другие технологии.
Скорость и еще скорость
Со временем дизайн автомобиля стал довольно сложным, на нем много изгибов, разных линий и переломов. Современные технологии позволяют штамповать такие непростые кузовные детали. Более того, прессовые линии делают это не только качественно, но и быстро. Супербыстро.
Деталь изготавливается в несколько приемов. Если сразу попытаться отштамповать сложную форму, металл порвется. Поэтому его выгибают поэтапно: автоматический пресс захватывает листы и перемещает их со штампа на штамп. Это уже высокая скорость. А главное – современный пресс позволяет быстро поменять штампы. Если раньше на переналадку уходило несколько часов, то сегодня – 10-15 минут!
Машина производит, человек контролирует. Здесь живет и процветает самый настоящий симбиоз техники и внимательного, наметанного глаза. После выхода из пресса детали проходят осмотр… и надо сказать, неопытный человек вряд ли заметит тут какой-то дефект.
За полвека прессовое производство развивалось в двух направлениях. Первое – это автоматизация, то есть те самые скоростные прессы. Второе – это вынос мелкой и средней штамповки на привлеченные предприятия, чтобы оставить себе основные детали кузова, которые прежде всего отвечают за качество, внешний вид и безопасность.
Потребитель стали
Ежедневно прессовое производство может потреблять полторы тысячи тонн металлопроката. Он поступает на завод в рулонах, которые разматываются и раскраиваются на заготовки пятисот видов. Каждый рулон весит по 8-12 тонн! В кузове автомобиля применяется около десятка сортов стали. На наружные панели идет тонкий и пластичный металл, а внутренний каркас, так называемая капсула безопасности, выполняется из стали толщиной полтора-два миллиметра. Применяются и стали повышенной прочности. Их уже в рулон не скатаешь, они приходят в стопках. Какую же мощность должен иметь пресс, чтобы отштамповать деталь из такой стали! К примеру, автоматическая линия штамповки Komatsu состоит из головного пресса усилием 2000 тонн и четырех прессов усилием 1000 тонн. Цифры большие, но сами по себе они мало что скажут. Чтобы было понятнее, насколько мощен пресс: его усилие примерно такое же, какое оказывает на взлетно-посадочную полосу приземляющийся авиалайнер!
Как по маслу
В каждом подразделении АВТОВАЗа своя атмосфера. По-разному пахнет на линиях сборки и окраски. В металлургическом производстве под ногами нет-нет да и похрустывают застывшие капли металла. В прессовом, помимо мощного гула линий, ты ощущаешь повсюду масляную пленку. Ею обязательно покрывается каждая заготовка, чтобы лучше шел процесс штамповки, а после – чтобы деталь лучше сохранялась при транспортировке. Поэтому в прессовом всё немного блестит – или от чистоты, или от смазки.
Всё идет в дело
Гххх! Очередной удар, пресс совершил рабочий ход. Земля ощутимо вздрагивает. И в гуле производства отчетливо слышится звон – это высыпаются разные обрезки и то, что остается после вырубки отверстий. Все эти отходы производства собираются, сминаются в кубы и отправляются обратно на металлургические комбинаты. Такой вот круговорот металла, такое безотходное, экологичное производство. При этом часть отходов идет в металлургическое производство АВТОВАЗа – металл поступает в печь и служит добавкой к чугуну, из которого льют детали двигателей. Воистину – с прессового начинается автомобиль!