Продукты СИБУРа помогают существовать и развиваться самым разным отраслям. О том, как это происходит в строительстве, сельском хозяйстве и сфере упаковки, мы уже рассказывали, а теперь поговорим об автопроме. Вы просыпаетесь, садитесь в машину и отправляетесь на работу и даже не задумываетесь о том, сколько всего в вашем автомобиле сделано из продукции СИБУРа. В нашем материале расскажем о том, как полимеры делают поездку комфортной и безопасной, а еще о том, как сам автомобиль стал более экологичным, ведь полимеры сделали его легче и долговечнее.
Приборная панель/центральная консоль
То, что постоянно у водителя перед глазами (помимо дороги) - приборная панель. Здесь отражена вся необходимая в поездке информация: скорость, количество оборотов двигателя, уровень топлива в баке и другие важные параметры. Все ключевые данные о состоянии автомобиля “запакованы” в единую систему, защищающую их от повреждений и влияния внешней среды. В раннюю эпоху автомобилестроения для приборных панелей использовались металлические, стеклянные и деревянные элементы — сложные, дорогие в изготовлении и тяжелые. А ведь каждый лишний килограмм веса заметно повышает расход топлива! Сегодня средняя приборная панель весит всего 6 килограммов и сделана из полипропилена, 10% которого поставляет СИБУР.
Фары
Для того, чтобы фары эффективно выполняли свою главную функцию - давали яркий направленный свет - нужен материал, который будет пропускать этот свет с минимальными потерями. Как правило, сегодня для производства фар используют поликарбонат. Он легкий, недорогой в изготовлении, лучше поддается формовке и менее травмоопасен при ДТП по сравнению со стеклом. К тому же для производства стеклянных фар требуется больше энергии, а значит остается более значительный углеродный след. Полный комплект современных фар для автомобиля весит в среднем 5 килограммов, что значительно меньше прежних из стекла и металла, в них применяется не только поликарбонат, но также АБС-пластик и полиметилметакрилат — последний хорошо известен как оргстекло. Доля СИБУРа в поставках этих материалов составляет 40%.
Бамперы
Пластиковые бамперы первыми принимают на себя удар при ДТП, снижая последствия столкновения. Выполнив свою основную функцию, бампер может деформироваться, треснуть или даже развалиться на куски. От легкого ДТП и помятого бампера не застрахован никто — именно поэтому многие относятся к нему как к расходному материалу. А значит, бампер должен быть недорогим, легко заменяемым и не существенно увеличивающим общий вес автомобиля. Тяжелые хромированные бамперы, безусловно, выглядят эффектно, но они быстро теряют первоначальный вид, делают каждое ДТП намного более травмоопасным, а замена их стоит дорого и вредит экологии. Комплект пластиковых бамперов намного более экологичен: как правило, он весит около 10 килограммов, что значительно снижает общий вес автомобиля, а значит и расход топлива. Для изготовления бампера используют полипропилен, доля СИБУРа в поставках материала - 50%.
Шины
Зимние и летние автомобильные шины изготавливают из каучука, который, как уже знают наши внимательные читатели, тоже относится к полимерам. Раньше для производства шин использовали натуральный каучук, который получали из деревьев гевеи, засаживая ими огромные территории и вытесняя эндемики. Сегодня это в основном синтетический материал, СИБУР производит каучук на предприятиях в Нижнекамске и Воронеже. Итак, для четырех шин среднего размера требуется 40 килограммов этого материала. Кстати, ни одна шина не состоит целиком из одного типа каучука: например, для изготовления протектора идеально подходит бутадиен-стирольный каучук ДССК — более износостойкий, обеспечивающий отличное сцепление с заснеженной дорогой и льдом и снижающий потребление топлива. Производители шин используют изопреновый, бутадиеновый и бутадиен-стирольный каучуки от СИБУРа, наша доля в поставках - 67%.
Коврики
Зимой и в дождливую погоду с обуви водителя и пассажиров течет грязь и снег — не самая приятная картина для тех, кто любит поддерживать машину в чистоте. Ворсовые коврики быстро приходят в негодность, требуют большого расхода воды для очистки — и все равно часто они выглядят неприглядно. Поэтому некоторые аккуратные водители покупают сразу несколько комплектов (например, зимний и летний), чтобы вовремя заменить один коврик на другой - экологичным такой подход точно назвать нельзя. Более разумная и эффективная альтернатива - резиновые коврики, которые, как неглубокие ванны, собирают все, что натекло с ног водителя и пассажиров. После поездки их можно легко достать и слить лишнюю воду — и использовать много лет подряд. Доля СИБУРа в поставках бутадиенового каучука, который нужен для производства таких ковриков, составляет 10%.
Вибро- и шумоизоляция
Автомобиль — это фактически большой и шумный механизм на колесах. Но найдется крайне мало любителей послушать на полной громкости гул мотора и испытать на себе вибрацию подвески. Вот почему внутренняя обивка салона, колесные арки и моторный щит имеют вибро- и шумопоглощающие свойства - особая ячеистая структура материала скрадывает все лишнее. Этот синтетический материал, вес которого для одного автомобиля составляет всего 1 кг, делают из полипропилена, который производит СИБУР, и наша доля поставок здесь - 100%. Здесь тоже полимеры помогают снизить общий вес автомобиля.
Топливный бак
Автомобильные бензобаки тоже делают из полимеров. Не так давно мы совместно с нашими партнерами разработали для них новую марку полиэтилена, которая обладает очень важными качествами: она не накапливает статическое электричество, выдерживает постоянный контакт с горючим и при этом не растворяется. А это значит, что отечественные бензобаки теперь полностью безопасны при использовании. Кроме того, они легкие, прочные и недорогие в производстве - в отличие от металлических, при производстве которых к тому же остается более значительный углеродный след и которые намного хуже противостоят коррозии. Вес пластикового бензобака ниже и составляет около 5 кг, и доля СИБУРа здесь 100%.
Обшивки дверей
Снаружи автомобиль почти целиком состоит из металла, а значит, легко нагревается и замерзает. Но в салоне, где находятся люди, температура должна быть постоянной и комфортной. Поэтому для внутренней обшивки используют особые материалы, менее подверженные изменению температур, более экономичные и легко формующиеся - и это, конечно, тоже полимеры. Сегодня для внутренней обшивки дверей используют полипропилен, в среднем его уходит около 20 килограммов на автомобиль. Доля СИБУРа в поставках - 20%.
Используя в автопроме современные высокотехнологичные материалы, мы получаем более легкий и экологичный автомобиль - он меньше разрушает дороги, его детали проще и дешевле заменить и экологичнее произвести. Это еще одно доказательство того, что за полимерами - будущее. Будущее, где мы вместе заботимся о природе.