Найти тему

Эрмитаж. Павильонный зал. Часы «Павлин»

В самом изящном зале Эрмитажа побывать однозначно стОит. Он сказочный! Удачно соединяя в себе несколько архитектурных направлений, очаровывает гармоничной красотой.

Здесь вы увидите мавританскую ажурность балконов, восточные фонтаны слез, античную мозаику и аркады в стиле итальянского Возрождения. Эту красоту создал мастер эклектики Штакеншнейдер в 1850-е годы. Парадный интерьер появился на месте Эрмитажа Екатерины ll. При ней уголок для приватных встреч выглядел по-другому: несколько небольших помещений, разделённых стенами (теперь вместо них колонны). В центре- общий зал, оранжерея с выходом в Висячий сад, по углам- четыре кабинета. Непременно был, модный для того времени, «летающий» стол, который сервировали этажом ниже, а затем поднимали наверх, к господам. (Пример таких столов мы видели в царскосельском Эрмитаже. О нём я рассказывала в сентябре.)

В этом зале сегодня находятся знаменитые часы «Павлин», свидетели эпохи Екатерины Великой.

-2

Зная любовь императрицы ко всему «продвинутому», Потёмкин заказал для неё часы у известного английского ювелира и часового мастера, Джеймса Кокса. В России собрать приехавший издалека полуразобранный механизм поручили головастому и рукастому Кулибину, что тот и сделал, проведя многолетнюю кропотливую работу . Правда, сам Григорий Потёмкин умер, не успев преподнести шедевр. Екатерина выкупила часы вместе с остальным имуществом князя в Таврическом дворце. В Малый Эрмитаж «Павлин» переехал уже во времена Павла, тоже ценителя прекрасного.

-3

Что же такого необычного в этих часах, заставляющих даже нас в 21-м, технологически развитом, веке с интересом их рассматривать? И где собственно показывается время? Соединённые между собой механизмы каждый час приводили в движение трёх птиц: сову, павлина и петуха.

Являясь символами ночи, солнца/луны и наступления дня, они «устраивали спектакль». Серебряная сова начинала вертеть головой и стучать лапкой, при этом колокольчики в её крутящейся клетке звенели. Затем позолоченный «солнце»-павлин вытягивал шею, распушал хвост, поворачивался его задней серебряной стороной и возвращался в исходное положение, складывая хвост и пряча ночное серебро.

-4

-5

Эстафету подхватывал петух, оповещая кукареканьем наступление дня. Вот такая аллегория смены времени в сутках. Сегодня (декабрь 2023 г.) они находятся в рабочем состоянии! Но заводятся вручную всего раз в неделю, по пятницам в 19:00 (не каждую- на усмотрение часовщика :)) На плазменной панели рядом постоянно транслируется видео о рабочем процессе на двух языках.

-6

Но даже просто рассматривая детали шедевра 18-го века, не покидает восхищение. Вся конструкция сделана из стали, латуни, меди и покрыта серебром, золотом, эмалью, стразами. Части часового механизма спрятаны. Например, белочка под совиной клеткой маскирует валик, приводящий в движение сову. Грибочки на полянке- винты и ручки крышки от пускового устройства.

-7

Но самое главное прячется в грибе перед дубом- два циферблата (часовой и минутный) в окошке на шляпке показывают время. Римские цифры- часы, арабские- минуты. А стрекоза сверху кружится со скоростью секундной стрелки.

-8

Вернёмся же к интерьеру Штакеншнейдера. Он заслуживает внимания не меньше уникальных часов.

-9

Установив колонны из белоснежного каррарского мрамора вместо екатерининских стен, архитектор получил большой парадный зал с окнами со всех сторон. Множество хрустальных люстр красиво преломляют световые лучи, и они отражаются от блестящего мрамора и позолоты.

-10

Кстати, сохранилось несколько исторических стёкол в окнах. Они отличаются розоватым оттенком.

-11

Там, где раньше была оранжерея, появилась большая мозаика в античном стиле. Это работа русских мозаичистов 19-го века, сделавших копию с ватиканского музейного экспоната, найденного при раскопках римских терм. Из тысяч кусочков смальты выложены сцены древних мифов. Тут вам и воины, сражающиеся с кентаврами, и морские божества, а в центре- Медуза Горгона, от взгляда которой всё живое превращалось в камень.

-12

Рисунок мозаичного пола повторяется в уменьшенном виде на одном из столов, представленных здесь. Может показаться, что это просто роспись красками. Но нет- мозаика тех же мастеров, только кусочки смальты во много раз мельче. Бесподобная работа!

-13

В Павильонном зале выставлено несколько мозаичных столов, сделанных, в том числе, в Риме в 19-м веке М.Барбери (наставником наших мастеров). И знаете, меня удивило, что на них практически никто не обращает внимания 🤷🏻‍♀️. Видимо, изобилие красоты в Эрмитаже притупляет восприятие.

Но я всё равно их покажу (не все). Приглядитесь- картинки состоят из малюсеньких кусочков цветного стекла.

«Прекрасное небо Италии».
«Прекрасное небо Италии».

«Триумф амура».
«Триумф амура».

Кроме смальтовой мозаики присутствует здесь и флорентийская.

«Аполлон и музы». Камень, дерево, металл.
«Аполлон и музы». Камень, дерево, металл.

-17

А какие потрясающие ножки у столов!..

-18

-19

Рассматривая внимательно интерьер, многие заметят с одной стороны мраморную лестницу, создающую интригу- что наверху? А там- балкон по периметру зала и над средней колоннадой. Во время небольших балов на нём находился оркестр. Сама лестница достаточно опасная, без перил и с крутыми поворотами, поэтому для посетителей закрыта.

-20

По бокам расположены «фонтаны слёз», напоминающие Бахчисарайский фонтан. Сегодня они снова работают. Не ждите потоков воды, она здесь капает по аналогии слезы, перетекая из одной раковины в другую.

-21

Ну, а где ракушки, там и водная тема: дельфинчики, украшающие фонтан и порфировую колыванскую вазу рядом.

-22

И столик! 😁 С ножками-щупальцами.

-23

Ещё два таких же фонтана у стены напротив. Лестницы там нет, но есть уголок отдыха (не для нас)). Здесь стоят четыре стула из мебельного гарнитура, придуманного Штакеншнейдером для интерьера Павильонного зала и выполненного в мастерской братьев Гамбс. Остальные предметы, ещё 32 стула, диваны и каминные экраны из той же парчи, находятся в фондохранилище Эрмитажа недалеко от станции метро Старая деревня (интереснейший музей, но там нельзя фотографировать).

-24

Для нашего отдыха есть в зале две банкетки у мраморных каминов, украшающих своим видом западную и восточную стены. На обоих каминах часы 19-го века, изображающих Амура и Психею.

-25

Романтичная история этих персонажей вдохновляла многих мастеров на создание произведений на тему их любви.

 «Психея, венчающая Амура». Сталь, латунь.
«Психея, венчающая Амура». Сталь, латунь.

На втором камине Амур с Психеей рассматривают бабочку. Бронза.
На втором камине Амур с Психеей рассматривают бабочку. Бронза.

Рядом висят картины с итальянскими пейзажами, продолжающие показ мозаичного искусства.

-28

Портрет Елизаветы Петровны создал в Риме итальянский мозаичист Кокки в 1750-м году по заказу графа Воронцова.

-29

Конечно, нельзя обойти вниманием ещё одну достопримечательность Малого Эрмитажа.

Знаменитый Висячий сад Екатерины ll, на который можно полюбоваться из окон, соединяет наш северный павильон с южным (предназначавшийся для фаворитов Великой, рядом с её покоями).

-30

-31

С весны до осени здесь цвели различные растения. С ними соседствовали беломраморные статуи и фонтаны. Боковых галерей изначально не было, и попасть в «Эрмитаж» (в переводе слово означает «уголок уединения») можно было только через сад. Позже по бокам сада устроили крытые коридоры, служившие для размещения растущей коллекции картин и других музейных экспонатов. Сегодня в них тоже экспозиции, но об этом как-нибудь потом расскажу. 🤗

  • Кратчайший путь к залу 204: после подъёма по Иорданской лестнице повернуть налево, в сторону Парадной анфилады. Из первого же, Фельдмаршальского, зала (193) выйти в левые двери и пройти вдоль двух коридоров со шпалерами.
-32