В самом изящном зале Эрмитажа побывать однозначно стОит. Он сказочный! Удачно соединяя в себе несколько архитектурных направлений, очаровывает гармоничной красотой.
Здесь вы увидите мавританскую ажурность балконов, восточные фонтаны слез, античную мозаику и аркады в стиле итальянского Возрождения. Эту красоту создал мастер эклектики Штакеншнейдер в 1850-е годы. Парадный интерьер появился на месте Эрмитажа Екатерины ll. При ней уголок для приватных встреч выглядел по-другому: несколько небольших помещений, разделённых стенами (теперь вместо них колонны). В центре- общий зал, оранжерея с выходом в Висячий сад, по углам- четыре кабинета. Непременно был, модный для того времени, «летающий» стол, который сервировали этажом ниже, а затем поднимали наверх, к господам. (Пример таких столов мы видели в царскосельском Эрмитаже. О нём я рассказывала в сентябре.)
В этом зале сегодня находятся знаменитые часы «Павлин», свидетели эпохи Екатерины Великой.
Зная любовь императрицы ко всему «продвинутому», Потёмкин заказал для неё часы у известного английского ювелира и часового мастера, Джеймса Кокса. В России собрать приехавший издалека полуразобранный механизм поручили головастому и рукастому Кулибину, что тот и сделал, проведя многолетнюю кропотливую работу . Правда, сам Григорий Потёмкин умер, не успев преподнести шедевр. Екатерина выкупила часы вместе с остальным имуществом князя в Таврическом дворце. В Малый Эрмитаж «Павлин» переехал уже во времена Павла, тоже ценителя прекрасного.
Что же такого необычного в этих часах, заставляющих даже нас в 21-м, технологически развитом, веке с интересом их рассматривать? И где собственно показывается время? Соединённые между собой механизмы каждый час приводили в движение трёх птиц: сову, павлина и петуха.
Являясь символами ночи, солнца/луны и наступления дня, они «устраивали спектакль». Серебряная сова начинала вертеть головой и стучать лапкой, при этом колокольчики в её крутящейся клетке звенели. Затем позолоченный «солнце»-павлин вытягивал шею, распушал хвост, поворачивался его задней серебряной стороной и возвращался в исходное положение, складывая хвост и пряча ночное серебро.
Эстафету подхватывал петух, оповещая кукареканьем наступление дня. Вот такая аллегория смены времени в сутках. Сегодня (декабрь 2023 г.) они находятся в рабочем состоянии! Но заводятся вручную всего раз в неделю, по пятницам в 19:00 (не каждую- на усмотрение часовщика :)) На плазменной панели рядом постоянно транслируется видео о рабочем процессе на двух языках.
Но даже просто рассматривая детали шедевра 18-го века, не покидает восхищение. Вся конструкция сделана из стали, латуни, меди и покрыта серебром, золотом, эмалью, стразами. Части часового механизма спрятаны. Например, белочка под совиной клеткой маскирует валик, приводящий в движение сову. Грибочки на полянке- винты и ручки крышки от пускового устройства.
Но самое главное прячется в грибе перед дубом- два циферблата (часовой и минутный) в окошке на шляпке показывают время. Римские цифры- часы, арабские- минуты. А стрекоза сверху кружится со скоростью секундной стрелки.
Вернёмся же к интерьеру Штакеншнейдера. Он заслуживает внимания не меньше уникальных часов.
Установив колонны из белоснежного каррарского мрамора вместо екатерининских стен, архитектор получил большой парадный зал с окнами со всех сторон. Множество хрустальных люстр красиво преломляют световые лучи, и они отражаются от блестящего мрамора и позолоты.
Кстати, сохранилось несколько исторических стёкол в окнах. Они отличаются розоватым оттенком.
Там, где раньше была оранжерея, появилась большая мозаика в античном стиле. Это работа русских мозаичистов 19-го века, сделавших копию с ватиканского музейного экспоната, найденного при раскопках римских терм. Из тысяч кусочков смальты выложены сцены древних мифов. Тут вам и воины, сражающиеся с кентаврами, и морские божества, а в центре- Медуза Горгона, от взгляда которой всё живое превращалось в камень.
Рисунок мозаичного пола повторяется в уменьшенном виде на одном из столов, представленных здесь. Может показаться, что это просто роспись красками. Но нет- мозаика тех же мастеров, только кусочки смальты во много раз мельче. Бесподобная работа!
В Павильонном зале выставлено несколько мозаичных столов, сделанных, в том числе, в Риме в 19-м веке М.Барбери (наставником наших мастеров). И знаете, меня удивило, что на них практически никто не обращает внимания 🤷🏻♀️. Видимо, изобилие красоты в Эрмитаже притупляет восприятие.
Но я всё равно их покажу (не все). Приглядитесь- картинки состоят из малюсеньких кусочков цветного стекла.
Кроме смальтовой мозаики присутствует здесь и флорентийская.
А какие потрясающие ножки у столов!..
Рассматривая внимательно интерьер, многие заметят с одной стороны мраморную лестницу, создающую интригу- что наверху? А там- балкон по периметру зала и над средней колоннадой. Во время небольших балов на нём находился оркестр. Сама лестница достаточно опасная, без перил и с крутыми поворотами, поэтому для посетителей закрыта.
По бокам расположены «фонтаны слёз», напоминающие Бахчисарайский фонтан. Сегодня они снова работают. Не ждите потоков воды, она здесь капает по аналогии слезы, перетекая из одной раковины в другую.
Ну, а где ракушки, там и водная тема: дельфинчики, украшающие фонтан и порфировую колыванскую вазу рядом.
И столик! 😁 С ножками-щупальцами.
Ещё два таких же фонтана у стены напротив. Лестницы там нет, но есть уголок отдыха (не для нас)). Здесь стоят четыре стула из мебельного гарнитура, придуманного Штакеншнейдером для интерьера Павильонного зала и выполненного в мастерской братьев Гамбс. Остальные предметы, ещё 32 стула, диваны и каминные экраны из той же парчи, находятся в фондохранилище Эрмитажа недалеко от станции метро Старая деревня (интереснейший музей, но там нельзя фотографировать).
Для нашего отдыха есть в зале две банкетки у мраморных каминов, украшающих своим видом западную и восточную стены. На обоих каминах часы 19-го века, изображающих Амура и Психею.
Романтичная история этих персонажей вдохновляла многих мастеров на создание произведений на тему их любви.
Рядом висят картины с итальянскими пейзажами, продолжающие показ мозаичного искусства.
Портрет Елизаветы Петровны создал в Риме итальянский мозаичист Кокки в 1750-м году по заказу графа Воронцова.
Конечно, нельзя обойти вниманием ещё одну достопримечательность Малого Эрмитажа.
Знаменитый Висячий сад Екатерины ll, на который можно полюбоваться из окон, соединяет наш северный павильон с южным (предназначавшийся для фаворитов Великой, рядом с её покоями).
С весны до осени здесь цвели различные растения. С ними соседствовали беломраморные статуи и фонтаны. Боковых галерей изначально не было, и попасть в «Эрмитаж» (в переводе слово означает «уголок уединения») можно было только через сад. Позже по бокам сада устроили крытые коридоры, служившие для размещения растущей коллекции картин и других музейных экспонатов. Сегодня в них тоже экспозиции, но об этом как-нибудь потом расскажу. 🤗
- Кратчайший путь к залу 204: после подъёма по Иорданской лестнице повернуть налево, в сторону Парадной анфилады. Из первого же, Фельдмаршальского, зала (193) выйти в левые двери и пройти вдоль двух коридоров со шпалерами.