Найти тему

Набоков. «Защита Лужина»

Фильм, судя по описанию, сомнительный. Но актёра на роль Лужина подобрали очень верно.
Фильм, судя по описанию, сомнительный. Но актёра на роль Лужина подобрали очень верно.

Наверное, должна быть где-нибудь инструкция «Как дилетанту писать рецензии на классическую литературу». Ведь всё уже сказали куда более умные люди, проанализировали с привлечением теории, разными подходами и способами. Но я такой пока не нашла и потому справляюсь как могу.

Стиль. Есть такое понятие, как «плетение словес». Оно относится к стилю древнерусской литературы, преимущественно в житиях святых, и тем не менее постоянно мне вспоминается при чтении Набокова. Он не употребляет никаких причудливых средств выразительности, как другие писатели с цветастым стилем - например, Бруно Шульц или Мервин Пик. Скорее, такой эффект достигается определенной ритмичностью длинных предложений, благодаря которой прозаический текст становится похож на стихотворение в прозе:

И иногда, в конце аллеи, полная и бледная, в своем печальном белом платье, не шедшем ей, появлялась мать и спешила к ним, попадая то в солнце, то в тень, и сухие листья, которые никогда не переводятся в северных рощах, шуршали под её белыми туфлями на высоких, слегка скривившихся каблуках.

Но есть там и очаровательные, меткие сравнения:

Он двинул несколько раз туда и сюда ферзем, как двигаешь рычагом испортившейся машины

и нежный иронический юмор:

А спальню украшал углем сделанный барельеф и конфиденциальный разговор конуса с пирамидой.

Сюжет расхожий - история гения и история безумия. Причем сумасшествие тут изображено до пугающего достоверно, так что даже думается - не испытывал ли сам Набоков паранойи? (я просто заглядываю в психиатрические байки Максима Малявина и теперь более-менее могу отличить искусственно наведенный бред от более-менее естественного).
Фабула бреда складывается постепенно и случайно - одноклассник в светской беседе поминает, что объездил немало стран, а в то же самое время Лужин с женой активно планируют поездку. Из этого расстроенный ум Лужина делает вывод, что против него плетется какой-то заговор, похожий на шахматную стратегию, и надо против неё выстраивать защиту.

Персонажи - среди главных выделяются сам Лужин с родителями. Психиатры всегда говорят про наследственность, и при взгляде на отца и мать Лужина становится понятно, что могло послужить основанием для его личности. Мать подала сыну пример радикальной защиты от всех заговоров, а отец родственен родителям зловещей Эми Данн - пишет гадкие книжки для детей, в которых рисует сына таким, каким хотел бы его видеть.

Но теперь было некоторое затруднение: «он решил твёрдо - что не даст этому ребенку вырасти, не сделает из него того угрюмого человека, который иногда навещал его в Берлине, односложно отвечал на вопросы, сидел, прикрыв глаза и уходил, оставив конверт с деньгами на подоконнике.
«Он умрет молодым, - проговорил он вслух, беспокойно расхаживая по комнате, вокруг открытой машинки, следившей за ним всеми бликами своих кнопок. - Да, он умрет молодым, и его смерть будет неизбежна и очень трогательна».

Это ужасно.
Благодаря им появился Лужин - образцовый гений, неприспособленный к нормальной жизни, не умеющий любить ничего, кроме шахмат.

Выразительными вышли и прочие персонажи - чуткая жена Лужина, умеющая почуять, но не умеющая справиться с необычным человеком; менеджер Валентинов; ужасная навязчивая знакомая жены; выступающий статист Петров. Он мне понравился.

Оценивать книги Набокова глупо, их можно только располагать в списке «люблю больше - люблю меньше». Пожалуй, пока на первом месте у меня «Приглашение на казнь», оно мне ближе.