Приятная женщина на портрете - Мария Ивановна Косяровская (1791-1868 гг.).
Она была матерью замечательного, и одного из моих самых любимых писателей - Николая Васильевича Гоголя (-Яновского) (1809 - 1852 гг.). Которого, как видим, она пережила.
Сегодня я предлагаю вам ознакомиться с жизнью этой простой женщины, которая прежде всего была любящей женой и матерью.
Мария Иванова была дочерью Ивана Матвеевича Косяровского, о котором мутно сказано, что он был отпрыском богатого рода, но при этом сам был фигурой весьма обыкновенной, так что даже годы его жизни точно не известны (умер он примерно тогда, когда родился его знаменитый внук).
В молодости Иван Матвеевич служил поручиком Лейб-Гвардии Измайловского полка и якобы вел в Петербурге насыщенную светскую жизнь. Но после смерти при родах первой жены внезапно решил сменить обстановку и оказался в глуши. Там же он, замерзнув на морозе, потерял глаз, после чего военную службу оставил, а сам стал почмейстером. Работал в Орле, Харькове, а потом в крошечном городе Лохвице.
Он женился вторым браком на некоей Марии Ильиничне Шостак, которая, видимо была дворянка (16 крепостных), но очень бедная дворянка (16 крепостных). Она и стала бабушкой писателя. Всего у супругов было 2 дочери и сын.
В общем, если убрать туман, то получается, что мать Гоголя была из очень бедной дворянской семьи, из самого, что ни на есть, захолустья.
Семья была такая бедная, что детям дать образование родители средств не имели. Но отец Марии по своим возможностям обеспечил дочери год обучения в Харькове (где именно - не указывается), после чего он вышел в отставку, уехал на свой маленький хутор и семья уехала с ним. Дать девочке продолжить обучение у отца семейства возможности не было. Да, думаю, и необходимости в этом никто не видел. Буквы знает, читать-писать умеет - и достаточно.
Зато в 14 лет ее выдали замуж, и началась ее взрослая жизнь, где науки, собственно, были лишними.
Супругом Марии Ивановны стал Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825 гг.), который был на 14 лет старше. Но на момент свадьбы в общем-то тоже был еще молод.
В его биографии тоже много тумана и трескотни, которая должна убедить, что был он не простым человеком, а из древнего рода (что означает только то, что его предки по записям рождений и смертей прослеживаются примерно до 17 века, как и предки огромного количества других простых людей, которые жили в том же месте в те времена), что отец его, хоть и был простым полковым писарем, но знал кучу языков (что значит "знал"? свободно говорил? переводил с языка на язык сложные тексты? ответа нет), и сумел получить дворянство (как - не поясняется, но зато мы из этого понимаем, что род был, хоть и древний, но простой). А сам он дружил с великими и был писателем и поэтом (участвовал в сельской самодеятельности, которой развлекались скучающие в глуши помещики).
Простое происхождение талантливого человека само по себе всего лишь факт. Оно не делает его лучше или хуже. И никак не умаляет значимости его таланта.
Но удивительно наблюдать, как довольно обычные вещи пытаются надуть до значительных. (Особенно удивительно, что этим занимаются потомки крестьян)
Кому это надо? Гоголю? Серьезно?
С замужеством Марии было чудо (она описала его много позже сама).
Ее муж имел хутор совсем недалеко от хутора его родителей. И вот когда Мария родилась, ему во сне явилась Божья матерь и показала ему младенца, которому суждено стать его супругой. То есть ее будущему мужу было самому тогда 14 лет.
И он не знал, что это за младенец, а потом, случайно, увидел маленькую Марию, и опознал в ней ребенка из своего сна. И с тех пор следил за ее жизнью. Ждал, так сказать, своего часа.
Час пробил в 1808 году.
Молодые поженились, и Мария, еще почти девочка, переехала к мужу в село Васильевку.
Из одной бедной среды, которая окружала ее в доме родителей, она попала в другую такую же бедную среду. Достаточно сказать, что дом ее мужа, помещика, имел глиняные полы, и был очень ветхим.
Единственно, что было там прекрасным - это огромный сад, с беседкой, плодовыми деревьями, и голосящими из каждого куста в сезон соловьями. Естественно, семья имела определенное количество крепостных. Иначе на что бы они жили.
Гоголь позже утверждал, что мужики там жили богато, ни в чем не зная нужды и имея возможности для разного заработка. Судя по тому, что семья его родителей - помещиков при этом жила бедно, выходит некоторая несостыковка. Ну или то, что считалось плохим для помещика для крестьянина было отличным?
А жили они все просто, но хорошо.
Вели свое небольшое хозяйство, не замахиваясь на что-то более значительное, и получали от жизни удовольствие.
Любили гостей - таких же помещиков - соседей, любили поболтать с ними о том о сем (при этом, Василий Афанасьевич был изумительным рассказчиком), ездили в церковь по праздникам, молились там, а потом устраивали застолья для всех, кого встретили в храме.
До сына Николая, который был первым выжившим ребенком супругов, Мария Ивановна имела еще ребенка, который родился мертвым.
Перед родами, которые потом дали миру великого писателя, она дала обет, если родится сын - назвать его Николаем, в честь чудотворного образа святого Николая, который находился в имении князя Кочубея - Диканьке. Священник храма в селе Диканька молился все время, что она рожала, пока ему не сообщили о благополучном завершении процесса.
После этого в семье родились еще один сын и 5 дочерей (второй сын и одна дочь умерли в детстве).
Далее вся жизнь Марии Ивановны была сосредоточена на ее детях, которых она безмерно любила и баловала.
Сами понимаете, что бедная семья в которой появилась куча бедных детей - после этого не разбогатела.
***
Неподалеку было имение Дмитрия Прокофьевича Трощинского (1749-1829 гг.), который сделал неплохую чиновничью карьеру при Екатерине Второй, потом не нашел общего языка с Павлом, а при Александре несколько лет был министром юстиции.
После всех дел он уехал в свое имение в теплые края, и оказался соседом родителей Гоголя, которые, как мы помним, вели мирную, спокойную жизнь, развлекаясь гостями и строго соблюдая все религиозные предписания.
Он был богатым человеком, но в глуши отдыхал от дел душой и телом, и вел ровно такую же жизнь - гости, религиозные праздники - и снова гости. Только размах у него был пошире.
Так вот, в числе развлечений он завел себе театр, а отец Гоголя в этом театре был дирижером, писал пьесы, и играл в качестве актера. Юный Николай Васильевич тоже принимал участие в театральных постановках, и был от этого в восторге.
Трощинский, со своей стороны, помогал устроить соседям сына на что-то вроде бюджетного обучения (мы помним, что у родителей Николая Васильевича с деньгами было всегда не густо), и разрешал будущему писателю, во время приездов домой, копаться в богатой библиотеки его имения.
***
Так мирно, уютно, и по-доброму, проходила жизнь Марии Ивановны. После смерти второго сына она фанатично любила своего оставшегося единственным, старшенького, Николая, и потакала всем его капризам, избаловав его очень сильно.
Весь этот дивный мир рухнул после смерти Василия Афанасьевича в 1825 году. Почти сразу после этого Мария Ивановна потеряла и свою младшую дочь.
Ее счастье в браке (а брак был по-настоящему счастливым), продлилось 17 лет. Она вышла замуж из родительского дома, как мы помним, еще ребенком, и всю жизнь жила за мужем как за каменной стеной, и тут стена рухнула, и она осталась один на один с непонятным миром, и с кучей детей на руках.
Мария Ивановна поначалу ушла в глубокую депрессию, искала уединения, и готовилась к смерти. Она даже на письма любимого сына не имела сил отвечать.
Но потом необходимость заняться хозяйством и детьми вернула ее в реальность. Немалую роль в том, что она нашла в себе силы вернуться к нормальной жизни, сыграла ее глубокая религиозность, и уверенность, в связи с этим, что "все, что ни делается - все к лучшему"...
Кроме того, пока был жив Трощинский, он помогал ей деньгами (они приходились дальними родственниками), да и вообще - у нее было довольно много родственников, пусть и не таких богатых, которые ее не оставляли своей поддержкой и вниманием.
Надо сказать, что для своих детей она была лучшим другом, в том числе и для своего знаменитого сына. Она готова была идти на любые жертвы, чтобы им было хорошо, но, к примеру, ее сын, эти жертвы воспринимал как должное, и вел себя по отношению к избаловавшей его маме как последний эгоист.
Он тянул из нее деньги, не особенно стремился ей помочь, занятый своими делами, зато она с восторгом следила за его творчеством и с беспокойством - за его жизнью и здоровьем. Вязала ему чулки, читала его книги, и один на один билась с жизнью в попытках разбогатеть, чтобы получше помогать своим кровиночкам.
Кровиночки же (это касается и дочерей) были заняты своими делами и маме не помогали. Ни морально не материально. Ставший знаменитым сын - тоже.
Ему не хватало на жизнь его уже довольно неплохих доходов, по той причине, что он с детства не был приучен в чем-либо себе отказывать. Но даже если у него бывали лишние средства, помочь матери ему мысль в голову не приходила.
Например, однажды он пожертвовал большую сумму в пользу бедных студентов, прекрасно зная, что его мать находится в очень тяжелом финансовом положении, и ей грозит потеря за долги всего имущества.
Он как-то хитро это себе объяснил тем, что эти деньги ему трудно дались, и мать, зная это, к ним бы и не притронулась...
- Когда мать болела, он писал ей, что от Бога надо принимать и болезни, и не роптать. Но когда болел он, мать по его просьба денно и нощно молилась за его здоровье, и отстаивала изнурительные службы в храмах.
- Обостренно впав в религию в последние годы своей жизни, Николай Васильевич еще и имел наглость обвинять свою мать в недостаточной религиозности, в том, что она "такая показная христианка, а когда доходит до реальных дел - то идет на попятную".
- Когда мать просит его приехать навестить ее в Васильевке, он высказывает ей, что не так богат, чтобы тратить деньги на подобные свидания, и вообще в мире много интересных мест, где он еще не был - почему он вдруг должен тратить время на визиты к матери. При этом он обещает приехать или через год, или через 15 лет, ссылаясь на то, что это зависит от того, "как Бог устроит".
Потом он все-таки ее навестил.
Состояние здоровья Николая Васильевича становилось все хуже, и он все больше и настойчивее просил мать молиться за него. Это, как мы знаем - не помогло.
Ничего не передаст горе матери, похоронившей любимого сына лучше, чем ее собственные слова:
При этом надо сказать, что помимо сына, у нее были еще и дочери, которым она тоже всю жизнь помогала в разрешении их проблем. Примерно с такой же отдачей.
Вот такая была женщина.
Простая, добрая, любящая, самоотверженная, всю себя отдавшая своей семье.
Ничего взамен никогда не ждавшая и не получавшая.
За многими выдающимися гениями, если поскрести обстоятельства их жизни, всегда стоят те, кто своей любовью и самоотречением удобряют этим гениям почву, на которой они цветут и пахнут. Этих незаметных людей часто и другие не видят, и сам гений порой относится к ним чисто потребительски - но кем бы он был, если бы не они?
Почвой, на которой вырос талант Гоголя была ненавязчивая и жертвенная любовь его матери - удивительной, и в то же время - самой обычной женщины. Таких и сейчас, с поправками на время, через одну...
Берегите тех, кто вас любит.
П.С. Гоголь, тем не менее, остается моим любимым писателем. Чего и вам желаю.
Еще об одной героической матери - Менделеева:
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.
Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал. Для этого слева на экране компьютера надо нажать кнопку Подписки.