Игровая деятельность- одна из наиважнейших аспектов в развитии ребенка. Давайте сегодня поговорим о ней.
В игре дети познают мир. Моделируя события, диалоги, строя причинно-следственные связи ребенок постигает действительность. А если ребенок совсем не умеет играть, насколько это серьезная патология?
Начнем с того, что игра есть основа коммуникации. Конечно, каждый ребенок индивидуален. Все малыши обладают своим темпераментом личным списком интересов, но любой здоровый ребенок так или иначе будет прибегать к игровой деятельности. Просто для одних детей это будет организованная игра в машинки на полу, для других мастерство совместной поделки, для третьих сбор дома или железной дороги из конструктора. Нужно ли учить детей играть? Как правила здорового ребенка учить играть не обязательно, он вырабатывает данный навык самостоятельно, основываясь на системе подражания. Базируя свои умения на коммуникации со сверстниками.
А теперь рассмотрим иную ситуацию, ребенка, который играть не умеет совсем. Нет в его арсенале никакой сюжетной игры, да и речи толком нет. Среди сверстников он держится обособленно. Игры предпочитает манипулятивные, поведение до вмешательства педагога-дефектолога остается полевым. Речь есть, но набор речевых оборотов скудный, в жизненных ситуациях ребенок ориентируется с трудом, не понимая их.
Давайте разберем данный случай, и что же с ним делать. Когда возникают подобные проблемы? Сейчас многие начнут рассказывать про психиатрические симптомы аутизма и их проявления. Начнем с того, что долгое время в России не было никакого аутизма. Была детская дисфазия -неврологическая речевая патология, которая к психиатрии не относилась, и шизофрения, редкое заболевание, старт которого по нормам должен происходить намного позже раннего дошкольного возраста. Аутизм, как категория классификации появился на фоне многолетнего отсутствие в развитии приемов коррекции дисфазии, и неверной гипердиагностики шизофрении во всех тяжелых речевых случаях. Сейчас законодательно аутизм приравнен к шизофрении, и в старшем возрасте на уже взрослого ребенка данный диагноз накладывает все те же ограничения жизнедеятельности (трудоустройство, водительские права, ношение оружия и т.д), что и соответствующее ему ранее заболевание. По сути, вместо того, чтобы развивать приемы работы и коррекции дисфазии (в которой прописаны нарушения коммуникации неврологического толка) мы просто привезли с Запада аналог шизофрении, с их принятием диагноза и обучении адаптации к жизни с ним.
Так как я придерживаюсь данной системы градации, то ранние нарушения в формировании игровой деятельности приписываю все-таки дисфазии, на фоне неврологических и обменных нарушений. И так, в чем же смысл данных патологий и каково их влияние, на поведение ребенка. Да все просто. В связи с поломкой в системе накопления и обработки информации от сенсорных и моторных источников ребенок не может составить целостную картину окружающей обстановки. Ломается механизм самостоятельного накопления речи, а значит теперь значение слов, выражений и словосочетаний ребенок не усваивает от контекста. Понятия, суждения и умозаключения у такого малыша требуют искусственного наполнения. Иными словами, такой ребенок не может играть сам, строя игру от подражания. Теперь игра для него -навык. Навык, который не формируется самостоятельно, и который нужно целенаправленно вводить.
В чем плюс таких детей? Под навыком игры им можно прекрасно вводить обучающее поведение. Как пример малыш что расставляет игрушки в ряд. Увы, но это единственный вид игровой деятельности доступный ему. Конечно, нужно обучать такого малыша игре в куклы и машинки, но он вряд ли потянется к ним и проявит множественный интерес. Так как действия его на данном этапе пока все еще стереотипные. Фантазия, как элемент творчества подключится только при накоплении определенного объема внутренней речи, которым пока данный малыш не располагает. Зато развить выстроенную им игровую деятельность по формированию последовательности игрушек оказывается куда проще. Вот ребенок уже не просто строит машинки по размеру, а выкладывает их по цвету и форме. Затем мы учим его считать, соотносить цифру и количество, отсюда уходим в числовую последовательность и чтение. Наша задача наполнить мышление ребенка знаниями настолько, чтобы он смог осознать и осмыслить игру при помощи логики описанных в ней событий. Последовательность построения которых мы так же должны ввести. Когда все это произойдет, и система восприятия и мышления малыша будут восстановлены, он сам потянется к коммуникации и общению со сверстниками. Сможет объяснить не понятные для него моменты в игре, и подключиться к общей игровой деятельности. Данный навык будет доступен детям, в основе нарушения которых лежала неврологическая не дегенеративная патология. Деткам с ранней шизофренией, увы, но такой динамики не добиться и их интерес к общению со сверстниками вряд ли проснется. Ведь в основе данной патологии лежит не неумение общаться, не недостаток словаря, а не желание вступать в общение, при сохранной коммуникативной функции и понимании правил игры.
Все это замечательно, но игровая деятельность полезна не всегда. К подростковому возрасту игры постепенно должны сходить на нет. Застревание на этапе игры само по себе говорит о психической задержке и тормозит развитие.
Поэтому родителям детей, испытывающих проблемы с игровой коммуникацией, нужно озаботиться данным вопросом как можно раньше, для комплексного и своевременного восстановления ребенка.
А Вы сталкивались с нарушением игровой деятельности?
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.