Найти тему

Несломленный

Оглавление

История одного оптимиста

Фото: Александр ДАНИЛОВ
Фото: Александр ДАНИЛОВ

Прослышав про двух братьев, что служат в зоне СВО, мы поспешили навестить их отца, ветерана труда, всю жизнь проработавшего в сельском хозяйстве.

Узнав о его сложной, полной испытаний судьбе, хотелось как-то поддержать. Но после встречи с ним возникло ощущение, что побывали в театре одного актера — столько шуток и баек можно услышать лишь на концерте.

Все мысли — о сыновьях

Жителя небольшой деревни Мечетлинского района дядю Хайруллу за глаза кличут Никулиным. На любую тему он может рассказать анекдот, его жизненные истории заставят улыбнуться даже самого угрюмого человека. Вот он декламирует длинное юмористическое стихотворение, полностью растворяясь в образе влюбленного молодого парня.

— Я красавицу-жену в свое время стихами завоевал, знал наизусть любовную лирику лучших башкирских и русских поэтов, — признается «Никулин». — Она поверила, что я пишу их сам и все посвятил ей. Какое девичье сердце перед этим устоит! Догадалась, когда уже вышла замуж, да поздно было: от стихов перешли к прозе жизни.

Долгие годы он работал в колхозе механизатором, потом механиком и бригадиром. С женой воспитали троих детей. Оба сына сейчас на СВО. Жена ушла из жизни несколько лет назад из-за тяжелой болезни, еще раньше он похоронил мать, за которой долгие годы ухаживал. Теперь дядя Хайрулла в свои 65 один в просторном доме, который совсем недавно отстроил с помощью родственников. Старый со всем имуществом лет 15 назад сгорел — замкнуло электричество.

И это были еще не все испытания... Перенес инсульт, несколько лет ходил с трудом, но выдюжил — помогли врачи, близкие люди и его потрясающий оптимизм. Во время болезни матери, жены и строительства дома пришлось влезть в кредиты. Никогда не жаловался на судьбу, ездил на «шабашки», когда позволяло здоровье, благо на все руки мастер.

Теперь все его мысли — о сыновьях. Старший после окончания срочной службы подписал контракт и остался в армии. С началом СВО от него долгое время не было вестей. Оказалось, получил ранение, лежал в госпитале. Побыл с отцом несколько дней, помог по хозяйству, закрыл его кредиты и опять уехал «за ленточку».

— «У меня другого отца нет» — так и сказал, когда я стал отказываться от денег, — дядя Хайрулла смахивает невесть откуда накатившую слезу. — Дети здорово помогают, дочь с внуками часто приезжают, одного не оставляют, видимо, все-таки, неплохо мы их воспитали.

Недавно побывал в отпуске и младший сын, он пошел на СВО добровольно.

— Я бы тоже пошел, стране нужно помогать в трудное для нее время, но не возьмут меня, старика, хотя чувствую себя джигитом, — улыбается дядя Хайрулла. — И партией порулить мне не дадут, а ведь, заметьте, тремя курами командую, вполне созрел для этого.

Показывая на живность, гуляющую по двору, дядя Хайрулла вспомнил слова Муртазы Рахимова о том, что партией нынче руководят люди, которые и тремя курицами не командовали.

Совет в Филях

— Хоть кашу варил бы на СВО, я же повар от Бога, — говорит задумчиво дядя Хайрулла и опять улыбается, вспомнив что-то свое. — А ты знаешь, до «Никулина» я пару лет ходил «Кутузовым». Хочешь узнать, почему?

Оказалось, в начале восьмидесятых его бригаду поощрили поездкой в Кунгурскую ледяную пещеру. Руководители колхоза заказали автобус, обеспечили выпивкой-закуской. По дороге случилась небольшая поломка. Пока старый автобус ремонтировали, решили перекусить, дорога-то неблизкая, до пещеры около двух сотен километров. Разгоряченные «огненной водой», некоторые молодые люди начали шумно веселиться, кое-кто стал выяснять отношения. Дяде Хайрулле как бригадиру пришлось утихомирить слишком темпераментных односельчан. Вдруг один из них, то ли вспомнив старую обиду, то ли ему окончательно «крышу» снесло, с размаху дал бригадиру в глаз. Когда все успокоились, пришлось собрать народ, чтобы решить, ехать дальше либо вернуться. Синяки на физиономиях, порванная одежда некоторых парней явно подсказывали, что в таком виде показываться в приличном обществе нежелательно. Все взоры обратились к дяде Хайрулле, один глаз которого был закрыт повязкой.

— Ну чем не совет в Филях, — заметил один из острословов, — решай, Кутузов, судьбу нашей поездки.

Пришлось возвращаться домой, так и не увидев знаменитую пещеру, зато других впечатлений на всю жизнь хватило.

— Дядя Хайрулла, а жениться не думаете, одному ведь нелегко? — спрашиваю его перед уходом.

— А выбрать не могу, слишком много желающих, — подмигивает он. И не поймешь, то ли шутит, то ли серьезно говорит. — Сердце у меня, как у восемнадцатилетнего джигита. Был недавно в Уфе, еду в автобусе, сам украдкой посматриваю на сидящую неподалеку молодую женщину — прямо писаная красавица. Она тоже на меня поглядывает. Ну, думаю, еще нравлюсь дамочкам. Знаешь, что дальше было? Она встала и говорит: «Садитесь, бабай». Эх, не понимает молодежь старшее поколение, на разных языках разговариваем. Вот дождусь сыновей, женим старшего внука, а там и насчет собственного бракосочетания погляжу.

Раздается телефонный звонок. Дядя Хайрулла вмиг становится серьезным. Судя по всему, звонит один из сыновей.

— Все у нас хорошо, сынок, — говорит отец солдата. — Держитесь, ждем вас с победой.

В Башкирии продолжается набор в ряды добровольцев. Информацию о поступлении на службу можно уточнить по номерам:
117 (единый справочный номер), 122 или 8 (347) 218-19-19 (ситуационный центр), 8 (347) 248-29-31 (пункт отбора).
Также можно прийти в ближайший офис МФЦ «Мои документы» или в пункт отбора военного комиссариата в Уфе по адресу Революционная, 156.
Кроме того, заявки принимаются через Госуслуги, чат-бот в Телеграм https://t.me/contractRBBot и официальный сайт https://башбат.рф.

Автор: Марат АМИНЕВ