Найти тему
Газета Четверг

Не дай себе зависнуть

Как защитить себя от будоражащих новостей, самообмана и навязываемых интернетом ложных выводов?

Фото: ru.freepik.com.
Фото: ru.freepik.com.

В XXI веке стремительно набирают обороты информационные технологии, а вместе с ними появляется всё больше возможностей получать абсолютно разные данные. И хотя стремление познавать мир в нас было всегда, сейчас для этого появилось больше возможностей. Так, если раньше многие жители нашей страны начинали утро с чтения газет, то теперь они просматривают новости на экране телевизора или «ныряют» во всемирную паутину. Но вот только как не запутаться в ней и не нанести себе вред? Чтобы человек мог справиться с каждодневным хаотичным потоком новостей, учёные ещё в конце прошлого века подняли вопросы информационной гигиены, которая должна сегодня присутствовать в жизни каждого из нас так же, как и мытьё рук.

Новая реальность

Для того чтобы оградить лошадей на дорогах от внешних возбудителей, человек создал шоры, которые надевались на глаза живому гужевому транспорту. А чтобы защитить глаза от солнца, были изобретены тёмные очки. Но вот, вероятнее всего, никакие изобретения не способны помочь человеку отгородиться от возбуждающей его информации. Ведь заметьте, несмотря на всё новые и новые запреты на распространение тех или иных будоражащих сознание событий, так или иначе имеются обходные пути.

– Один из важных аспектов современной реальности – что информации очень много и она в неограниченном доступе, – рассказал «Четвергу» психотерапевт Григорий Овцов. – Если прежде человек получал информацию из ограниченного количества источников, то сейчас их несравнимо больше. Мы можем прочитать новость в интернете, посмотреть видео с другого конца земли в том числе с какими-то тяжёлыми, драматическими событиями. Такого никогда в истории человечества не было. Наш предок имел дело со сведениями, которые чаще всего касались непосредственно его. И требовали от него каких-то действий для того, чтобы себя обезопасить, что-то сделать, повлиять на ход событий.

Теперь же, отмечает психотерапевт, когда человек сталкивается с эмоционально-насыщенной информацией о том, что происходит на другом краю земного шара, то это не то, что может повлиять на него, и не то, что он может изменить.

– Тем не менее нашей психике, нашему мозгу нравится получать много информации, потому что это кажется залогом безопасности. По принципу: предупреждён – значит, вооружен, – комментирует Григорий Васильевич. – Но это иллюзорное ощущение. На практике возникает диссонанс, много информации порождает много тревоги. Мы читаем, смотрим видео о событиях, которые происходят где-то, с которыми мы лично поделать ничего не можем.

По словам эксперта, «защититься» от такой информации полностью вряд ли получится, но научиться взаимодействовать с ней можно и необходимо. Для этого, во-первых, нужно понимать, что мы живём в эпоху новой реальности, в которой абсолютно любая информация благодаря интернету доступна как никогда и объём информации, с которой мы имеем дело, на порядок превосходит то, с чем сталкивались наши бабушки и дедушки. В то же время проверить достоверность информации, которую мы потребляем, часто очень сложно. Именно поэтому нужно осознанно относиться к объёму и качеству потребляемых сведений.

Жертвы пузырей

«Есть три особенности новой информационной эпохи, которые нужно иметь в виду: мы зачастую не можем проверить, насколько автор разбирается в том, о чём пишет, мы рискуем попасть в «информационные пузыри», кроме того, некоторые источники сознательно выбирают провокативную и эмоционально деструктивную форму подачи материала, чтобы подтолкнуть нас к нужным им реакциям», – отмечает психотерапевт.
Так, когда мы наталкиваемся на статью или видео на самые разные темы, от психологии до экономики и политики, мы не знаем, насколько автор материала является экспертом в вопросе, о котором он говорит. Зачастую, сами не будучи специалистами в данной области, мы не можем отличить эксперта, чьё мнение основано на знаниях и опыте, от дилетанта или откровенного мошенника.

– У меня 27 лет опыта в психиатрии и психотерапии, и когда я читаю популярных пси-блогеров, то вижу как полезную и помогающую информацию, так и вещи, в ответ на которые хочется воскликнуть «откуда вы эту чушь взяли!» – разводит руками Григорий Васильевич. – Но я прекрасно понимаю, что для большинства людей, далёких от психологии, отличить первое от второго очень трудно. Отсюда правило – старайтесь проверять экспертных авторов, которых вы читаете, интересуйтесь другими точками зрения и, самое главное, если тема для вас интересна, постарайтесь помимо популярной информации почитать что-то более серьёзное – рецензируемые научные статьи или учебники например.
Тема «информационных пузырей» связана с тем, что нам свойственно искать единомышленников и стремиться к комфорту в любых вопросах. В интернет-пространстве это приводит к тому, что, изучая информацию по какой-то теме, мы часто ориентируемся преимущественно на те источники, которые нам нравятся субъективно, избегая альтернативных точек зрения. Создаётся «пузырь» – нас окружает информация, отражающая один взгляд на проблему и отрицающая другие.

– Насколько она достоверна, нас уже не интересует. Таких «пузырей» мы можем увидеть очень много – от сообществ разных политических взглядов до сторонников альтернативной истории, – подчеркнул Григорий Овцов.

Полностью обезопасить себя от влияния «информационных пузырей» тоже удастся едва ли, но опять-таки может помочь привычка изучать альтернативные точки зрения, интересоваться доказательной базой и умение критически мыслить.
И ещё одна ловушка – эмоциональная подача информации. Есть простое правило: чем более эмоционально подаётся новость, тем больше шансов, что основной целью новости является ваша реакция. Поэтому, если после чтения статьи или просмотра видео вас охватывают сильные чувства, хочется срочно поделиться информацией с друзьями и знакомыми, выразить охватившее вас возмущение, помните – новость может оказаться фейковой или искаженной. Поэтому можно придерживаться простого правила: если новость вызывает сильную эмоциональную реакцию – это повод усомниться в её достоверности.

Выбраться из сети

Ещё одна особенность нашей жизни – сегодня многие взрослые не выпускают из рук мобильники. Смартфоны сопровождают их в транспорте, на работе и даже дома в кругу родных. Соответственно, от них не отстают дети. Дошло до того, что в школах пропал шум и гам, когда ученики на переменах не могут оторваться от экранов своих телефонов.

В то же время, согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, следует проводить не более 2–3 часов в день в интернете взрослым. Такой режим использования интернета считается безопасным и помогает избежать потенциальных проблем для здоровья.

Для подростков и детей рекомендации ещё более жёсткие. Врачи и специалисты рекомендуют, чтобы подростки проводили за экраном компьютеров и мобильных устройств не более 1–2 часов в день. И это включая время, проведённое в социальных сетях, играх и просмотре видео. Детям дошкольного возраста рекомендуется ограничивать время в интернете до 30–60 минут в день.

Эксперты ВОЗ отмечают, что избыток времени в интернете может иметь негативные последствия для здоровья. Это приводит к физической неактивности, проблемам со сном, уменьшению социальной жизни и возникновению проблем со зрением.

Так что же делать, если вы зашли в интернет на 15 минут, а зависли там на час?

– Для начала можете попробовать справиться самостоятельно. Например, отслеживайте время, которое вы проводите в интернете, ставьте таймер, чтобы по звонку выходить, допустим, из соцсетей. И так вы привыкнёте меньше времени пользоваться интернетом, – отмечает Григорий Овцов. – Но если не помогло, то рекомендую всё же обратиться к специалисту, который поможет вам справиться с интернет-зависимостью. И чем раньше вы это сделаете, тем лучше для вас и ваших близких. Ведь следует помнить, что окружающая вас действительность гораздо важнее того, что происходит где-то далеко от вас.

Ольга БОРОВАЯ.

Проверить достоверность информации, которую мы потребляем, часто очень сложно. Именно поэтому нужно осознанно относиться к объёму и качеству потребляемых сведений

Изучая информацию по какой-то теме, мы часто ориентируемся преимущественно на те источники, которые нам нравятся субъективно, избегая альтернативных точек зрения. Нас окружает информация, отражающая один взгляд на проблему и отрицающая другие

Избыток времени в интернете приводит к физической неактивности, проблемам со сном, уменьшению социальной жизни и возникновению проблем со зрением