Мое детство прошло в частном деревянном доме.
Простая поселковая жизнь.Утро в поселке начинается почти у всех одинаково. Вот и мама встает рано, нужно растопить печь, подоить корову, выгнать в стадо, его с утра пораньше пастух гонит на выпас. А потом разные дела по хозяйству, которые никогда не заканчиваются, у кого большая семья и хозяйство. Основную работу по хозяйству папа выполнял сам, мама и дети постарше были ему помощниками.
Наш отец был трудоголиком и вставал с рассветом, трудился по хозяйству. Летом в разгар сенокоса точил косу, чтобы отправиться на сенокос косить траву.
-"Пора траву косить,скоро солнце до высокой точки подымется, там уже не до косьбы будет." Работал посменно в ПЧ.
За два дня отдыха от основной работы старался выложиться на все "сто". По сезону: огород, сенокос, в лес по ягоды, грибы. Кроме меня в семье было две сестры и два брата, я младшая. Мать нас приучала, чтобы мы её слушались беспрекословно, выполняли все ее указания. Мы не знали родительской любви. Ни объятий, ни поцелуев, ни одного ласкового слова. Мать не обнимала нас, не желала доброго утра, или доброй ночи. Мать не рассказывала нам сказок, не укладывала спать.
Забота матери сводилась к тому, чтобы дети были сыты, одеты, на улице не болтались. О каком-то тепле и ласке речи ნыть не могло. Мы были предоставлены сами себе. Я помнила, как обижал меня брат, но мать на это совершенно не реагировала.
Смотрела на нас с отрешенным взглядом,
- сами разбирайтесь.
Я на мать не обижалась, понимала, что той было не до нас. Мать наша была женщиной простой, работящий. Дом, огород и хозяйство- всё было на ей.
Я в младшем возрасте играла в "дочки-матери" с деревянной куклой, сама шила наряды и придумывали украшения. На ниточку наниживала бусы из ягод рябины и шиповника. Нередко сама справлялась и еще с одной обязанностью- свое белье и от кукол стирала и полоскала на котловане, а затем развешивали его на просушку на огороде. В летнее время это было в радость.
Нас девочек очень рано приучала мать труду.
Благодаря наставлениям мамы и старших сестер я уже справлялась по хозяйству в доме. Так с малого возраста я помогала матери по дому: чистить картошку, носила воду, мыла полы, на огороде, ухаживала за домашней птицей.
Мы пропалывали и окучивали огород, собирали урожай, помогали взрослым на сенокосе. Старший брат с 13- лет уже косил вместе в паре с отцом. Когда наш пастух заболел, то пасли коров на пастбище по очереди из каждой семьи и я с отцом пасла. Пригоняли корову с пастбища, кормили куриц, рвали клевер курицам, и траву корове с теленочком на вечер. Должна была присматривать за цыплятами. Надо было нарвать клевера, поместить в сетку, повесить и следить все время чтобы у кур была в емкостях вода.
Воды наносить, грядки полоть, дрова распилить, сложить, сенокос и т.д.
Обязанности меня вменялось также поддерживать чистоту в доме. Я должна была подметать пол, вытрясать и чистить половики, убирать постель. Помогали матери во всех этих хлопотах: мыли посуду, убирались. Для нас девочек в семье- это была прямая наша обязанность.
Всеми детьми собирались от мала до велика- отправлялись в лес собирать ягоды, грибы. На речку братья - удить рыбу и было это их веселым приключением.
Когда на улице шел сильный проливной дождь мы вместе с мамой спешили подставить под сток крыши дома всю емкость тары, какая была в доме. При наполнении воды мама заводила стирку. Мама выкатывала круглую машину "РИГА". Стиральная машина была приобретена в универмаге с трудом.
Люди в магазине на стиральные машины записывались в очереди самостоятельно, проводя обязательно переклички.
Для облегчения покупателям в магазине ввели систему открыток и очередью стал заниматься сам магазин. В магазине оставляешь открытку со своим адресом. Продавец присваивает номер очереди и обязательно приходишь отмечаться.
О получении права на покупку узнали из полученной открытки по почте.
С открыткой мама пришла в магазин, получила справку- счёт и оплатила в кассе.
Семья наша состояла из семи человек. И до машины мама стирала белье в корыте на стиральной доске. Каждый раз ее руки были стёрты до крови на костяшках пальцев. Белое постельное белье она кипятила в большом чугуне на плите.
Стиральная машина облегчила ее труд. Горы грязной одежды, были сложены в мешки.
Все выкладывалось на пол. Куча белого белья, цветного и черного.
Все выстиранное белье складировалось на коляску, в ванну цинковую и мама в сопровождении нас с сестрой шли полоскать на ближайший водоем- котлован. Там наша работа заключалась подать, принять белье и уложить. В летнее время для нас было развлечением. Мама полоскала. Потом весь огород завешивали выстиранным бельем. Бывало места не хватало, вешали прямо на изгородь.
И висела одежда все дни, пока не высохнет. Если дождь, висело и на дожде.
Зимой одежды для стирки было уже меньше. Тоже висело до половины высыхания, выветривалось ветрами. Вещи частями заносили домой для просушки обледенелую и вешали на перегородку печи- лежанки.
У белья сушившегося на улице каждого времени года свои ароматы. Летом- солнышком, теплом пахнет.
У зимнего белья запах морозной чистоты.
Я этот аромат помню с детства, когда мама сушила белье на верёвках во дворе. И в памяти моей сохранилось ощущение- это запах белья с мороза.
Вещи пахнут зимою по - особому частично от воздействия озона, частично от отсутствия в воздухе пыли и изменений в структуре воды.
Зимой в частном доме полы холодные, поэтому застилали все полы домотканными половиками, а летом все половики убирали с пола.
По субботам все половики выхлапывали во дворе в снегу, намывали полы. Заносились в дом половики вкусно пахнующие морозцем и стелились на сырые полы.
В летнее время, в солнечный день вытаскивали на улицу, чтоб солнышком прожарило: матрасы, перины и подушки набитыми рогозой и перьями. До самого вечера они висели на заборе, мы периодами ходили их переворачивали.
К 1 мая папа выставлял зимние, вторые рамы в доме. Это так радостно было для нас, предверье тепла, лета. Можно было открыть окно на улицу.
А осенью, с наступлением холодов он их вставлял обратно.
Тут уж мы все вместе утыкали щели паклей.
У отца специально была деревянная лопатка, он постукивал молоточком по пакле и она заходила плотно в пазы.
В первой половине ноября отец начинал шинковать капусту для засолки.
Для закваски капусты использовали деревянную тару- кадку. Именно в больших емкостях капуста приобретает необыкновенный вкус и сочность.
Мама для засолки капусты емкость готовила заранее. Деревянную кадку дважды заливала кипятком, пропаривала 20 минут.
Заливают водой и оставляют на 2-3 дня. Дереву нужно размокнуть чтобы рассол из кадки не вытекал.
Отец ставил посередине комнаты большой стол и резал капусту. В то время капусту квасили без моркови, так как мы морковь в нашем огороде не выращивали. Все было засажено картошкой и грядка луком. Картошка для нас была важнее всего и вторым хлебом.
Папа добавлял в капусту клюкву. Я не любила ее и каждый раз из очередной своей порции вылавливала из миски.
От капусты оставались кочерышки и мы ели их, сладкие такие. Нас пятеро и каждую кочерышку ждали по очереди.
Кочаны капусты покупали в магазине.
В 90- е годы сами выращивали.
Для засолки берется поздняя капуста.
Ранняя после приготовления мягкая и совсем не хрустит.
Отец годами готовил на зиму квашеную капусту по своему рецепту. Такая заготовка решала проблему авитаминоза, ели в праздники и будни.
Вкусная, ароматная, сочная, хрустящая- именно такой мне запомнилась капуста, приготовленная родителями.
Кадка с ядреной хрустящей капусточкой, в ушатах грибочки, брусника замочена и мясо в кадке стояли на холоде в сенях.