Рябцева, Настя. Гриша не свидетель: (для старшего школьного возраста) / Настя Рябцева. – Москва.: Самокат, 2023 – 96.
Повесть «Гриша не свидетель» - дебютное произведение современной писательницы Насти Рябцевой. Долгое время Настя собирала истории про родителей особенных детей, про бездомных для «Таких дел». Эмигрировав в Иерусалим, основала клуб для подростков, экстренно покинувших свою родную страну. Из бесед с подростками и родилась эта книга.
Рассказчиком в повести является главный герой Гриша. Повествование идёт от первого лица в форме исповеди.
Раз у меня внутри скрежещет,
Я решил записывать эти вещи.
Одна из глав написана от лица другого персонажа – Ани. Она причина и двигатель конфликта в повести, поэтому её голос важен.
Итак, главный герой, по совместительству и рассказчик, Гриша, в самом начале повести ему исполняется 14 лет. О своей внешности Гриша говорит мало, он считает себя совершенно обычным подростком обычного бледного цвета. Но Гриша на протяжении всего произведения рефлексирует по поводу своего душевного состояния, сравнивает себя с порой неожиданными предметами, даёт себе разные наименования.
Пока я в жизни только свидетель.
Сегодня я баклажан. Баклажаны не торопятся в школу как на пожар.
Не голубь, а горностай.
Тревожный, как дирижабль.
Я злой, как зима.
Я качался по школе, как дверь, сорвавшаяся с петель.
Гришу можно назвать сострадательным.
Мне доставляет страдания, когда я вижу, что кому-то специально делают больно, а я смотрю, как покойник.
В то же время Гриша трусит и беспокоится о том, что его заступничество может негативно сказаться на нём самом.
Я боюсь стать изгоем.
Гриша чувствует себя невидимкой, ему надоело наблюдать -за жизнью со стороны, он жаждет изменений, внутренний конфликт переходит на новую стадию.
Короче, я устал быть одним из свидетелей. Я хочу быть действующим, хочу стать действительным.
Речь Гриши типично подростковая со своим жаргоном: хайп, вайб, идиот, топ, стебать.
В начале повести мама Гриши уезжает на похороны бабушки. У мамы с сыном очень теплые и доверительные отношения, поэтому Гриша очень переживает её отсутствие, ему трудно принимать самостоятельные решения без маминого совета. Подросток ведёт внутренний диалог с мамой.
Но, мама, где мне взять смелости для этого усилия?
Я думаю о маме, о том, чтобы она бы сейчас сказала.
У Гриши есть лучший друг Мирон.
Мы с ним с пелёнок тусы.
Одарённый, знает 3 языка, играет в шахматы, танцует гапака.
С ним Гриша может быть искренним, не скрывать своих чувств. Так же центральным персонажем можно считать Аню. Образ Ани автор даёт нас с трёх точек зрения. В 9 главе Аня сама говорит о себе.
Если я упаду, то главное – рассмеяться первой.
Но если я вдруг от боли расплачусь, прибегут мои палачи.
Хохочи, Аня, хохочи, а когда-нибудь дашь сдачи.
Но такая смелая Аня не может справиться с травлей, которую ей устроили новые одноклассники.
Была прочная, была смелая,
И стихи читала, и пела я,
Прохудилась я, будто платьице,
Время катится, время катится.
Одноклассники Ани постоянно ищут себе новую жертву для буллинга. При чём бывшие изгои порой становятся зачинателями травли.
«У Пучка Укропа на голове капор», «Бабушка Пучок», «Убогая».
Гриша влюбляется в новенькую одноклассницу и описывает её Мирону так: нормальная, прикольная, умная, стильно одетая, не полоумная, вполне себе норм, не вписывается в стендап дурацких шуток.
Пейзаж отражает внутренне состояние героя: ему плохо, он не понимает, как себя вести, как защитить Аню от травли, мама далеко, а а с папой советоваться бесполезно.
Я шёл по серому городу в неопределённую сторону. Вокруг по веткам сидели вороны.
С неба шёл дождь, лучше бы снег.
Даже интерьер родной квартиры не радует, дома он не чувствует себя в безопасности.
Дом какой-то не тот: пустой, неуютный, мятый, и я в нём размазанный и распятый.
Действие повести происходит перед новым годом, в связи с этим значимой вещью становится ёлка. Гриша не ждёт новый год, без мамы праздник не получится. С папой довольно холодные и равнодушные отношения. Но папа настаивает на покупке ёлки. Они вместе выбирают ёлку, несут её домой, устанавливают, сначала ничего не получалось, но в итоге они справились.
Я словил в себе внезапную радость, внезапную близость с папой.
Папа очень смеялся.
Мы достали летнюю обувь
и украсили ёлку сандалями,
и остались довольными оба,
потом добавили лампочек
и мой дырявый носок.
Это лучшая ёлка в жизни, папа!
Правда, сынок.
Несмотря на то, что время предновогоднее, Гриша ничего хорошего от праздника не ждёт, поэтому пытается ускорить течение времени, приближая возвращение мамы.
Скоро новый год – эта мысль мне не нравилась.
Скорее бы наступило завтра бы,
послезавтра бы,
послепослезавтра бы,
конец декабря – смутное время
от обеда до завтрака.
Развитие конфликта организует содержание повести.
1. Экспозиция. В классе Гриши появляется Аня, крутые парни прозвали её за причёску Пучком Укропа, они постоянно издеваются над ней.
2. Завязка конфликта. Гриша заступается за Аню.
Зато я вдруг произношу:
-Даня, у тебя чего, поехала крыша?
Я вдруг произношу?
Или мне показалось?
Это не я?
Но я всё-таки продолжаю:
-Стас, ты свинья?
Да ладно?
Это я не могу остановиться?
3. Развитие сюжета. Над Гришей тоже начинают издеваться.
Кажется, заступившись за Аню,
я сам оказался за гранью
приемлемых в нашем классе.
Гриша придумывает способ борьбы с обидчиками.
И я подумал, что здорово попытаться
описать свою конфронтацию.
И я писал, пытался как-то найти форму
тому, что чувствую, но не выражаю упорно.
4. Кульминация. Гриша вступается за изгоя Саню и выливает стакан чая на голову обидчику. Гриша и Даня дерутся.
5. Развязка. Приехала мама, выслушала Гришу, разобралась в ситуации, собрала родительское собрание.
После него Стёпа, Даня и Стас ушли из школы, Егор стал тихий и смирный и оживлялся только на уроках по волейболу. Видимо, моих обидчиков неплохо напугали полицией, с тех пор я не видел их лица.
Повесть «Гриша не свидетель» состоит из 19 глав, две из которых не от лица основного рассказчика. 9 глава выделена курсивом и написана от лица Ани. Часть 18 главы представляет собой пьесу, написанной мамой Гриши.
Первая и последняя главы взаимосвязаны. 1 глава: «Мне завтра 14 (сегодня 13). Меня зовут Гриша». 19 глава: «Привет, я – Гриша, мне 19».
Финал остаётся открытым.
Иногда жизнь подаёт мне добрые знаки:
Еду с первой любовью кататься в автозаке.
Мне даже не кажется теперь фантастикой
Под шлемом ОМОНа повстречать одноклассника.
В повести несколько раз встречается отсылка к книге Джоан Роулинг «Гарри Поттер», связано это с популярностью и узнаваемости героев и сюжета произведения.
В центре книги «Гриша не свидетель» история травли. В художественной литературе сложился уже некоторый шаблон подобного сюжета. Герой хорошо учится, не привлекает к себе внимание, вдруг без особой причины становится жертвой буллинга. Такой сюжетный ход можно проследить в произведении Элоя Морено «Невидимка».
Так же можно провести параллель с романом Элизабет Асеведо «Поэт Икс». Герой свои чувства, эмоции преображает в стихи и исполняет речитативом в стиле репа, таким образом обретает свой голос.
Мальчик влюбляется в не очень популярную одноклассницу, неловко за ней ухаживает, один из родителей временно отсутствует, герой грустит по нему и ждёт возращения. Подобная сюжетная схема воплощена Ульфом Старком в «Маленькой повести о любви».
Обратимся к самому главному. Повесть называется «Гриша не свидетель». В начале истории мы видим примерного подростка, в котором начинает созревать протест против несправедливости, которую он видит, но пока не может предотвратить. Он не хочет быть просто свидетелем насилия, Гриша не сможет простить себе бездействие. Герой обретает внутренний голос и силу, чтобы противостоять парням, которые травят одноклассницу. Теперь Гриша действующее лицо, а не просто свидетель.
В начале книги приводится вступление, в котором автор говорит, что книга написана основе разговоров с подростками, которые оказались в трудной ситуации или столкнулись с буллингом. Им она и посвящает свою повесть. Есть и антипосвящение. Настя Рябцева пишет о своём травмирующем опыте: будучи школьницей, она встретилась с травлей. Теперь писательница уверена, что травля в группах детей – это ответственность взрослых. Образ этой учительницы Настя воплотила в классной руководительнице Гриши Марье Петровне.
Она такая гибкая, будто калоша,
Когда видит жесть, то не ругается,
Обходит острые углы, это так называется.
Она носит улыбку и белые рюши,
Кажется, у неё есть автоматические затычки в уши:
Когда при ней кто-то кому-то говорит обидное,
Ей в нашем классе этого не слышно и не видно.
Повесть написана от лица подростка, сленг органично включён в речь, нет наигранных чувств и героев, в жизнеспособность которых не веришь.