Некоторое время назад ко мне обратились с просьбой сделать обзорную публикацию о творчестве художника Недбайло Николая Михайловича. И просили в этой статье обратить максимальное внимание на его картины с фантастической тематикой, относящиеся к периоду творчества художника в 70-80-е годы.
Этот год близится к завершению, а просьбы подписчиков следует воспринимать всерьез и исполнять их по возможности. Да и признаюсь вам, что сам являюсь старым поклонником фантастического жанра в литературе, кинематографе и в изобразительном искусстве в том числе. А с творчеством этого художника знаком очень давно, видел его отдельные работы в популярном в советское время журнале " Техника и Молодежь", и по этой причине делаю эту публикацию с большим личным удовольствием и пиететом.
Николая Недбайло родился за год до Великой Отечественной войны в Царицыно-Дачном, под Москвой, в семье потомственных художников Михаила Недбайло и Нины Кашиной. Ведь дед, прадед и прапрадед Николая по материнской линии были известными в своё время живописцами.
Война принесла в семью Коли похоронку. В 1943 году в Белоруссии погиб отец, а мать, сраженная этим, оказалась на многие годы прикованной к постели. Но это не помешало Нине Васильевне привить сыну любовь к рисованию и живописи.
В 1956 году Николай поступил в московское художественное училище «Памяти 1905 года", но будучи отъявленным нонконформистом, юноша был исключён из училища за пропуски занятий. Но уже в то время художник успел заявить себя в качестве отличного иллюстратора, чьи работы регулярно появлялись во многих популярных журналах, а именно : «Вокруг света», «Юность», «Смена», «Молодая гвардия», «Огонек»
В 1965 году художник становится членом СМОГ («Самое молодое общество гениев») и уже в феврале этого года принимает активное участие в первом выступление поэтов этого общества в библиотеке имени Фурманова, где юные дарования выступали на фоне его картин.
После этого выступления ко всем её участникам были применены немедленные репрессивные меры. И уже в марте 1966 года, вслед за ленинградским поэтом, ныне лауреатом Нобелевской премии, Иосифом Бродским, после позорного, издевательского судилища Недбайло Николай тоже пошел в «тунеядскую ссылку» Решением Мосгорсуда художник был оправдан, но чуть позже все же вернулся в Москву. Но неизгладимый опыт общения с ворами, бомжами и прочими деклассированными элементами ещё более укрепил нонконформистский дух этого художника.
После возвращения художника в Москву в различных московских НИИ в эти годы состоялось около 250 персональных выставок Николая. Но здесь важнее всего отметить его регулярное участие с 1973 года в двенадцати международных выставках «Мир завтрашнего дня», где он в результате и стал лауреатом этого конкурса художников-фантастов.
Художник дружит со многими советскими писателями и поэтами, но знаковой для его творчества стала дружба с писателем – фантастом Иваном Ефремовым. Ведь именно после прочтения романа " Час Быка" и других произведений этого писателя и дальнейшего знакомства художника с автором, наступает период увлечения Николаем фантастической тематикой. Картины этого периода (70-80 годы ) и представляются мною в данном обзоре.
Летом 1975 года Николай Михайлович очутился в Карелии и после этого заболел ею на всю свою жизнь. Впоследствии художником был создал цикл «Лирика русского Севера», отдельными работами из которого я и завершаю данный обзор творчества Николая Михайловича...
На этом я сегодня закругляюсь, всегда ваш, Петр Михайлов. Продолжаю рекомендовать обратить Ваше внимание на родственный и дружественный мне канал по живописи : ART&SHOСK-studio
А здесь я оставляю для вас ССЫЛКУ на мои подборки публикаций из серии " ФАНТАСТИКА, ФЭНТЕЗИ, МИСТИКА "