Найти тему

История того, где пролегли рельсы, начинается с XVII века. Первопроходцы – покорители Сибири!

Уважаемый заинтересованный читатель, дорогие друзья, мы как бы тактически пропустим значительную часть заслуживающих внимания хронологических сведений об истории Сибири и условно окажемся в XVII веке. Почему? Да, нас интересуют основные события, которые охватывают древнейшее время, события более поздних периодов развития человечества (стараемся по возможности их постепенно исследовать), но «первые упорядоченные сведения о районах, где пролегает трасса БАМа, относятся к XVII веку». И это всегда история покорения неизведанных территорий отчаянными и храбрыми первопроходцами.

Мы уже обсудили ранее историю того, почему нам нужен БАМ. Тогда речь шла о том, что идея строительства железной дороги в ресурсно-значимую часть страны дала о себе знать в 1888 году, в умах представителей Русского технического общества. И эта идея, в конце концов, была реализована благодаря стойкости, упорству, отваге, мужеству строителей. Можно сказать, что произошло своеобразное покорение Сибири, когда легендарная железнодорожная магистраль «присоединила» отдалённые и малодоступные районы страны. Но «история присоединения Сибири к России - это история героических подвигов и славных дел русских землепроходцев, промышленных и служилых людей, это история мужества, отваги и настойчивости русского народа». Не находите ничего общего?

Итак, XVII век, и русские шли в Сибирь, главным образом, пока за пушниной. «В XVII веке России нужны были меха. Пушнина являлась основной валютой, важной статьёй русского экспорта, главной целью русского правительства, предпринимателей. Для этого строили в Сибири города-остроги, переселяли туда крестьян для снабжения служилых людей».[1] Острогом являлась укреплённая часть города со стенами, и обычно острог ставился на холме. В общем, строили башню с узкими окнами, которая называлась зимовьем, с чего и начинался острог, затем он окружался домами (посадами). И города были многонациональны, а процент нерусского населения в городах колебался примерно где-то от 10 до 50%. Наиболее крупные сибирские города (с населением от 2 до 5 тыс. чел.) тогда - это Верхотурье, Томск, Мангазея, Тобольск и Якутск.

Мангазея - первый русский город в заполярье, основан в 1601 году (по другим данным в 1605 году), но исчез к концу XVII века. А, например, Тобольск был основан в 1587 году с целью освоения Сибири. Тем не менее, Мангазея, как центр торговли, был значимым для оборота пушнины. Что касается Восточной Сибири, то в её освоении активно принимали участие местные жители, свидетельствовавшие о природных богатствах обширных территорий.

В 1619 году казаками был поставлен Енисейский острог (Енисейск), который стал опорным пунктом проникновения русских в Прибайкалье. А в 1624 году не так далеко от Енисейска уже основан новый острог, ставший Красноярском. В целом, освоение Восточной Сибири сопровождалось строительством всё новых городов. С Енисейска пошли походы на Лену, на Ангару, к Байкалу.

В 1630 году был основан Илимск енисейским атаманом И.А. Галкиным. В 1631 году строится Братский острог. В 1632 году поставлен первый Якутский острог. Когда появился Усть-Кут? По некоторым сведениям, в 1628 году (или 1629 году) русские землепроходцы поставили на месте будущего острога зимовье. Возглавлял их Василий Ермолаевич Бугор – казачий десятник (или сотник?). Затем маршрутом этого казака воспользовался другой казак, а именно енисейский атаман – Иван Алексеевич Галкин. На этот раз казаки построили большое зимовье, которое, в конечном итоге, стало Усть-Кутским острогом. Произошло это примечательное событие в 1631 году, данный год и стал датой основания Усть-Кута. Это к тому, что история современного БАМа (как продолжение большой стройки) берёт своё начало в старинном сибирском городе Усть-Куте. Основатель Усть-Кута - всё тот же енисейский атаман Иван Галкин.

В 1641 году был основан Верхоленский острог. А в 1661 году - Иркутский острог. В 1642 году из Якутска вышел отряд пятидесятника Курбата Афанасьевича Иванова. А в 1643 году он был на Байкале, в том числе побывал на острове Ольхон. Другими словами, К.А. Иванов, енисейский казак - первый русский на Байкале. В 1652 году Иван Иванович Похабов поставил зимовье при впадении реки Иркута в Ангару, но в 1661 году это зимовье было перенесено в более удобное место братом Ивана, Яковом Похабовым.

Между тем, из Енисейского острога вышел отряд русского землепроходца Ерофея Павловича Хабарова, который сначала обосновался в Усть-Куте. Сам же Ерофей Павлович в дальнейшем был посажен в тюрьму в Якутске, но вышел оттуда в 1645 году. Были также и другие происшествия, взлёты и падения в его жизни, тем не менее, он, так сказать, приложил руку к делу освоения Приамурья. А «в 60-х годах XVII века завершилось присоединение к России Забайкалья и Приамурья».[2] Всё было подготовлено для того, чтобы спустя три сотни лет по вновь обретённой территории пролегли рельсы?

Что ещё? От Верхоленского острога (основанного в 1641 году) русские первопроходцы потянулись вдоль Байкала, а также они переправлялись и на противоположные берега. Так, в 1646 году был построен Верхнеангарский острог, теперь Нижнеангарск, а в 1648 году появился Баргузин. Ну, вот сейчас то точно было всё готово для железной дороги! Здесь мы пошутили, если что. Но, в то же время, строителей БАМа также можно было бы назвать первопроходцами!

[1] Карих Е. В. История Сибири (XVII – XX вв.): Учебное пособие. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. С. 45

[2] История Сибири : учеб. пособие / Л. Г. Олех. – Изд. 2-е перераб. и доп. – Ростов н/Д. : Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2005. С. 74