Найти тему

Озон: уйти нельзя остаться. Апдейт моего опыта продажи свечей на маркетплейсе

2,8K прочитали

Всем привет! Скорее всего вы пришли на этот канал после прочтения моей статьи про выход со свечами на Озон. Ей уже почти два года. За это время многое изменилось, и самое время поделиться моими свежими впечатлениями от взаимодействия с этой площадкой.

Всем привет! Скорее всего вы пришли на этот канал после прочтения моей статьи про выход со свечами на Озон. Ей уже почти два года.

Хочу начать с небольшого дисклеймера: все, описанное в этой статье, является моим личным опытом, а не руководством к действию. Я не продаю курсы по выходу на маркетплейсы, а лишь фиксирую свои наблюдения и выводы, которые релевантны для моего проекта. Приятного чтения!

С чего я начинала

Для того, чтобы мой апдейт был более полным и логичным, хочу напомнить то, с чего все начиналось.

Я вышла на Озон в декабре 2021 года. На тот момент я была оформленная только как самозанятая, без статуса ИП. Для раскрутки я использовала таргетированную рекламу в запрещенной сети, и на тот момент мне было достаточно.

Я работала и продолжаю работать по системе FBS (отвожу заказы в пункты выдачи, а не товар на склад), потому что на данный момент не имею возможность ездить на склад.

Первые несколько месяцев все шло хорошо, но в 2022 году произошел ряд событий, как внешних, так и моих внутренних, которые повлияли на мое развитие на этой площадке.

Во-первых, начались проблемы с логистикой. По FBS сроки доставки увеличены, и даже если человек заказывает из моего города, все равно ожидает свою посылку около 4 дней. Это может останавливать часть людей от покупок. Сюда же я отношу и существенное удорожания комиссий, в том числе и логистических. Я предполагаю, это сделано для того, чтобы больше людей переходило работать на FBO. Недавно мне прислали уведомление, что теперь можно работать по этой схеме через пункт выдачи. Звучит интересно, но я пока не углублялась в эту тему.

Во-вторых, я открыла ИП. Сделала это для того, чтобы иметь возможность подать на грант. В итоге претендовать на участие в конкурсе я не смогла, а вот с Озоном это мне усложнило работу. Несмотря на то что по налогам я также осталась на НПД, статус ИП подразумевал переоткрытие магазина на Озон. Это заняло практически месяц, за это время я потеряла статистику, отзывы и сами карточки. Делала я это в несезон, за это время на площадке добавилось конкурентов, и раскачивать новый магазин пришлось уже в других условиях.

В-третьих, реклама. Как уже упоминала выше, я пользовалась таргетированной рекламой, которую впоследствии отключили на территории РФ. Альтернативу в качестве таргетинга ВК я протестировала, но результата не увидела. Внутренний рекламный кабинет Озона я не изучала, потому что была не готова сливать бюджет на тестирование и изучение РК, с которым до этого не работала.

Почему возникли мысли приостановить деятельность на маркетплейсах?

Изначально я заходила на маркетплейсы с целью автоматизировать продажи, сделать их более обезличенными. Я боялась продавать в открытую, и хотела спрятаться за витриной маркетплейсов. Пока была реклама, у меня это получалось. Но тем не менее я пришла к тому, что без навыков продаж не обойтись, и даже для раскручивания своего магазина на Озон, мне приходилось это делать, так как большую часть моих покупателей на Озон - мои подписчики в социальных сетях, которым было удобнее купить на МП.

Я начала более уверено продавать в социальных сетях, хоть и не всегда регулярно, затем вышла в оффлайн на ярмарки. Постепенно страх уходил, и первоначальная цель выхода на Озон отошла на задний план, а новый смысл для себя я не искала.

Вместе с повышением комиссии и увеличением конкуренции все чаще стали закрадываться сомнения, а надо ли мне продолжать быть на Озоне. Эти сомнения тормозили и в продажах через блог, так как я не понимала, на что мне делать акцент и давать ли ссылку на маркетплейс. С другой стороны, я всегда гордилась тем, что самостоятельно вышла на площадку и разобралась в работе, да и для клиентов как будто бы там удобнее, так как МП постоянно делает скидки.

Что стало ключевым в принятии решения?

Тут как-то судьба распорядилась, по-другому не скажешь. Мне пришло уведомление о штрафе от площадки. Это стало ключевым моментом, когда я решила серьезно разложить аргументы за и против. Ситуацию со штрафом удалось урегулировать, и все хорошо, подробнее об этом расскажу в телеграм-канале. Зато это мне помогло увидеть ясную картину.

Какие плюсы для меня на Озоне:

  • Удобная витрина для клиентов с бесплатной доставкой;
  • Регулярные скидки и акции, которые могут привлекать покупателей;
  • Не нужно лишний раз взаимодействовать с покупателем;
  • Четкий отработанный логистический алгоритм, где мне не надо выяснять, подгонять, высчитывать под удобство клиента.

Какие минусы:

  • Дороговизна комиссий. Недавно я проходила обучение по бизнесу, где считали фин.модель, которая показала, что на данном этапе работать на МП мне невыгодно. Из-за этого усложняется ценообразование, и повышать цены приходится на всех площадках.
  • Невозможность конкурировать ценой. Я не хочу закупать более дешевые материалы сомнительного производства, чтобы удешевить продукт. Из-за большого количества продавцов с гораздо более низкими ценами, мне тяжело конкурировать, а работать в убыток не хочется.
  • Нет подходящего ассортимента. Сейчас мне интереснее делать небольшие коллекции, ценность которых проще доносить через другие площадки. Сейчас для развития на МП я бы продумала другую продуктовую линейку.
  • Долгая логистика. Доставка через сторонние транспортные компании, даже через Почту РФ, выйдет быстрее. А МП клиенты часто ценят именно за скорость доставки, поэтому пока я не могу выйти на FBO, это является для меня серьезным ограничением.
  • Душа не лежит. Сомнительный критерий, конечно, но какого-то отклика я не чувствую от продажи свечей там. Оказалось, что мне нравится общаться с покупателями, видеть их эмоции от обладания мои продуктом, это вдохновляет меня на дальнейшие подвиги.
  • Нет четкого понимания, зачем мне это. Как специалист по маркетингу, я понимаю: чтобы развиваться на любой площадке, нужно иметь конкретную цель и стратегию. Сейчас у меня нет этой цели, а тратить свои ресурсы на данный момент вхолостую я не хочу.

Что дальше?

На самом деле я не приняла категоричное решение - закрыть магазин совсем. Как минимум, если я передумаю, это создаст лишнюю волокиту с документами. Магазин функционирует, у меня есть действующие остатки, но я не создаю новые карточки и не афиширую продажи там. У меня остается ссылка в описании в социальных сетях, но она для тех, кому действительно удобнее заказывать там. Я сменила стратегию, и получила внутреннее успокоение, а вместе с тем и уверенность продолжать то, что делаю, но с другим вектором.

Сейчас я сконцентрирована на том, чтобы развивать другие свои площадки, в первую очередь социальные сети и прокачивать личный бренд. Я не исключаю, что через время вернется мотивация и потребность снова выйти на этот маркетплейс, но возможно с другим ассортиментом. В планах на следующий год у меня провести ребрендинг и поработать с ассортиментом, и, возможно, я сделаю отдельную линейку для Озона.

Если для вас эта статья была полезна, буду рада вашим лайкам и комментариям с вашим опытом продаж на Озоне. Подпишитесь, чтобы не пропускать новые материалы на тему развития творческого бизнеса. Желаю вам творческих успехов ❤️

_____________________________________________________________

Мой телеграм-канал: https://t.me/creative_intelligentsia

Как я начала продавать свои свечи на маркетплейсе
Kate Create | Свечи ручной работы, творчество и маркетинг18 января 2022