Всем привет! Скорее всего вы пришли на этот канал после прочтения моей статьи про выход со свечами на Озон. Ей уже почти два года. За это время многое изменилось, и самое время поделиться моими свежими впечатлениями от взаимодействия с этой площадкой.
Хочу начать с небольшого дисклеймера: все, описанное в этой статье, является моим личным опытом, а не руководством к действию. Я не продаю курсы по выходу на маркетплейсы, а лишь фиксирую свои наблюдения и выводы, которые релевантны для моего проекта. Приятного чтения!
С чего я начинала
Для того, чтобы мой апдейт был более полным и логичным, хочу напомнить то, с чего все начиналось.
Я вышла на Озон в декабре 2021 года. На тот момент я была оформленная только как самозанятая, без статуса ИП. Для раскрутки я использовала таргетированную рекламу в запрещенной сети, и на тот момент мне было достаточно.
Я работала и продолжаю работать по системе FBS (отвожу заказы в пункты выдачи, а не товар на склад), потому что на данный момент не имею возможность ездить на склад.
Первые несколько месяцев все шло хорошо, но в 2022 году произошел ряд событий, как внешних, так и моих внутренних, которые повлияли на мое развитие на этой площадке.
Во-первых, начались проблемы с логистикой. По FBS сроки доставки увеличены, и даже если человек заказывает из моего города, все равно ожидает свою посылку около 4 дней. Это может останавливать часть людей от покупок. Сюда же я отношу и существенное удорожания комиссий, в том числе и логистических. Я предполагаю, это сделано для того, чтобы больше людей переходило работать на FBO. Недавно мне прислали уведомление, что теперь можно работать по этой схеме через пункт выдачи. Звучит интересно, но я пока не углублялась в эту тему.
Во-вторых, я открыла ИП. Сделала это для того, чтобы иметь возможность подать на грант. В итоге претендовать на участие в конкурсе я не смогла, а вот с Озоном это мне усложнило работу. Несмотря на то что по налогам я также осталась на НПД, статус ИП подразумевал переоткрытие магазина на Озон. Это заняло практически месяц, за это время я потеряла статистику, отзывы и сами карточки. Делала я это в несезон, за это время на площадке добавилось конкурентов, и раскачивать новый магазин пришлось уже в других условиях.
В-третьих, реклама. Как уже упоминала выше, я пользовалась таргетированной рекламой, которую впоследствии отключили на территории РФ. Альтернативу в качестве таргетинга ВК я протестировала, но результата не увидела. Внутренний рекламный кабинет Озона я не изучала, потому что была не готова сливать бюджет на тестирование и изучение РК, с которым до этого не работала.
Почему возникли мысли приостановить деятельность на маркетплейсах?
Изначально я заходила на маркетплейсы с целью автоматизировать продажи, сделать их более обезличенными. Я боялась продавать в открытую, и хотела спрятаться за витриной маркетплейсов. Пока была реклама, у меня это получалось. Но тем не менее я пришла к тому, что без навыков продаж не обойтись, и даже для раскручивания своего магазина на Озон, мне приходилось это делать, так как большую часть моих покупателей на Озон - мои подписчики в социальных сетях, которым было удобнее купить на МП.
Я начала более уверено продавать в социальных сетях, хоть и не всегда регулярно, затем вышла в оффлайн на ярмарки. Постепенно страх уходил, и первоначальная цель выхода на Озон отошла на задний план, а новый смысл для себя я не искала.
Вместе с повышением комиссии и увеличением конкуренции все чаще стали закрадываться сомнения, а надо ли мне продолжать быть на Озоне. Эти сомнения тормозили и в продажах через блог, так как я не понимала, на что мне делать акцент и давать ли ссылку на маркетплейс. С другой стороны, я всегда гордилась тем, что самостоятельно вышла на площадку и разобралась в работе, да и для клиентов как будто бы там удобнее, так как МП постоянно делает скидки.
Что стало ключевым в принятии решения?
Тут как-то судьба распорядилась, по-другому не скажешь. Мне пришло уведомление о штрафе от площадки. Это стало ключевым моментом, когда я решила серьезно разложить аргументы за и против. Ситуацию со штрафом удалось урегулировать, и все хорошо, подробнее об этом расскажу в телеграм-канале. Зато это мне помогло увидеть ясную картину.
Какие плюсы для меня на Озоне:
- Удобная витрина для клиентов с бесплатной доставкой;
- Регулярные скидки и акции, которые могут привлекать покупателей;
- Не нужно лишний раз взаимодействовать с покупателем;
- Четкий отработанный логистический алгоритм, где мне не надо выяснять, подгонять, высчитывать под удобство клиента.
Какие минусы:
- Дороговизна комиссий. Недавно я проходила обучение по бизнесу, где считали фин.модель, которая показала, что на данном этапе работать на МП мне невыгодно. Из-за этого усложняется ценообразование, и повышать цены приходится на всех площадках.
- Невозможность конкурировать ценой. Я не хочу закупать более дешевые материалы сомнительного производства, чтобы удешевить продукт. Из-за большого количества продавцов с гораздо более низкими ценами, мне тяжело конкурировать, а работать в убыток не хочется.
- Нет подходящего ассортимента. Сейчас мне интереснее делать небольшие коллекции, ценность которых проще доносить через другие площадки. Сейчас для развития на МП я бы продумала другую продуктовую линейку.
- Долгая логистика. Доставка через сторонние транспортные компании, даже через Почту РФ, выйдет быстрее. А МП клиенты часто ценят именно за скорость доставки, поэтому пока я не могу выйти на FBO, это является для меня серьезным ограничением.
- Душа не лежит. Сомнительный критерий, конечно, но какого-то отклика я не чувствую от продажи свечей там. Оказалось, что мне нравится общаться с покупателями, видеть их эмоции от обладания мои продуктом, это вдохновляет меня на дальнейшие подвиги.
- Нет четкого понимания, зачем мне это. Как специалист по маркетингу, я понимаю: чтобы развиваться на любой площадке, нужно иметь конкретную цель и стратегию. Сейчас у меня нет этой цели, а тратить свои ресурсы на данный момент вхолостую я не хочу.
Что дальше?
На самом деле я не приняла категоричное решение - закрыть магазин совсем. Как минимум, если я передумаю, это создаст лишнюю волокиту с документами. Магазин функционирует, у меня есть действующие остатки, но я не создаю новые карточки и не афиширую продажи там. У меня остается ссылка в описании в социальных сетях, но она для тех, кому действительно удобнее заказывать там. Я сменила стратегию, и получила внутреннее успокоение, а вместе с тем и уверенность продолжать то, что делаю, но с другим вектором.
Сейчас я сконцентрирована на том, чтобы развивать другие свои площадки, в первую очередь социальные сети и прокачивать личный бренд. Я не исключаю, что через время вернется мотивация и потребность снова выйти на этот маркетплейс, но возможно с другим ассортиментом. В планах на следующий год у меня провести ребрендинг и поработать с ассортиментом, и, возможно, я сделаю отдельную линейку для Озона.
Если для вас эта статья была полезна, буду рада вашим лайкам и комментариям с вашим опытом продаж на Озоне. Подпишитесь, чтобы не пропускать новые материалы на тему развития творческого бизнеса. Желаю вам творческих успехов ❤️
_____________________________________________________________
Мой телеграм-канал: https://t.me/creative_intelligentsia