В Иране искусство каллиграфии имеет особое значение и уникальные традиции. Иранская каллиграфия - один из самых выразительных и визуально привлекательных аспектов иранской культуры.
История
Каллиграфия в Иране возникла еще до прихода ислама. Однако с распространением ислама и введением арабской письменности в Иране ее значение возросло.
Каллиграфы в Иране разработали собственные стили, внося в них элементы персидской культуры. Они создавали потрясающие произведения, украшая мечети, медресе и другие архитектурные сооружения.
Примерно 1000 лет назад возникли 6 видов иранских каллиграфических надписей: тахик, рейхан, солс, насх, токи и реках.
В XII веке смешение стилей насх и реках породило новый вид - талик. А уже в XIV веке синтез талика и насха породил самый популярный каллиграфический шрифт насталик. Стоит отменить, что персидские стили каллиграфии в основном создавались и использовались для целей, не связанных с религией, включая диванную поэзию, изящные произведения искусства и деловые письма.
С каждой эпохой персидская каллиграфическая письменность претерпевала изменения, что приводило к созданию новых стилей и форм. Поэтому выделить определённое количество новых стилей не представляется возможным.
Современность
В современном Иране каллиграфия продолжает занимать важное место в искусстве. Многие иранские художники-каллиграфы сочетают традиционные методы и стили с современными тенденциями, создавая актуальные произведения.
Инновации в стилях стали хорошо заметны ближе к XX веку. Персидская каллиграфия отошла от своего основного предназначения - письма - и адаптировалась к требованиям современной жизни. Однако это не помешало каллиграфам сохранить глубокое уважение к традициям и древним стилям. В новом искусстве художники стремятся соединить первоначальную красоту каллиграфии с современными тенденциями. Это искусство остается одним из главных элементов иранской культуры, способствуя сохранению традиций и одновременно отражая изменения современного общества.
Интересный факт
Иран - родина многих стилей каллиграфии. В стране даже есть город, который признан Министерством культуры и исламского просвещения и Высшим советом по делам культуры «столицей каллиграфии Ирана». Здесь расположен музей каллиграфии, и этот город называется Казвин.
В целом, иранская каллиграфия продолжает испытывать влияние глобализации, но остается важным элементом традиционной иранской культуры, сохраняя и воплощая богатство и многообразие иранского наследия.
Литература:
http://islamfond.ru/ru/исследования/статьи/item/3161-персидская-каллиграфия