Вот некоторые ругали и продолжают ругать товарища Сталина - типа он всех застращал, запугал, все стучали друг на друга в НКВД, строчили доносы, и эта душная атмосфера не давала прорасти подлинной свободе - нежные ее побеги тут же яростно топтали сапогами злые чекисты, размахивая при этом маузерами "Боло". Вот такими:
А давайте-ка мы лучше окинем взглядом, сняв разноцветные очки, день сегодняшний. Для сравнения. Может не так уж все и плохо при Сталине было.
Чтобы не нервировать занятых людей, посмотрим без цветных стеклышек на Германию. Можно же? Не "изм" это какой-нибудь? Нет? Тогда приступаем. Посмотрим, само собой, критически, с прищуром. И что там видно?
Ага! Аресты рейхсбюргеров так называемых, проводимые в беспрецедентной для Германии манере максимального оповещения населения о личностях задержанных. Там это вообще-то не приветствуется, мягко говоря. Какой-нибудь самобытный уроженец жарких стран, задержанный при попытке решить свои личные проблемы с первой подвернувшейся немкой в ближайшей подворотне, в лучшем случае будут обозначен публично как беженец - без указания национальности, имени-фамилии и пр. А тут пожалуйте:
Целого принца повязали с он-лайн трансляцией, найдя в его зловещем замке и не менее зловещем охотничьем домике склад оружия, а именно: охотничий арбалет без стрел и старинный пистоль. Жесть какая! Как страшно жить...
Ну, и все прочие враги государства и демократии такие же - и по возрасту и по степени общественной опасности. Пожилые демагоги, вся вина которых в том, что они не желают считать себя гражданами текущего Рейха, а желают жить в империи Бисмарка, потому что, с их точки зрения, после 1918 года было одно недоразумение и безобразие, а не Германия.
И дураку, что называется, понятно: кучка старых ворчунов, не имеющая РЕАЛЬНОГО влияния в армии и спецслужбах, не имеющая гигантских сумм на тайных счетах и поддержки разных теневых сил, не имеющая молодежного ударного крыла, наконец, НЕ В СОСТОЯНИИ совершить переворот даже в Боливии. Разве что в Либерии, где диктатором был сержант. А уж тем более не могли в Германии. Так в чем их опасность, зачем такая показная жестокость? Ответ прост - в идеях.
Идеи, это такая тонка субстанция... Можно засадить на сто лет или вовсе расстрелять их авторов, но они останутся в умах последователей, если уж пустили корни - не вывести. Вроде все выжгли, вытоптали, ан нет - только отвернулись, опять появились.
А в чем губительность конкретно идей рейхсбюрхеров (райхсбюргеров, если без русского акцента)? В том, что они текущий порядок вещей именуют подходящими для этого словами. И вот мир докатился до того, что в список преступных деяний снова официально включается "делегитимизация", т.е. отказ в признании законности самой действующей власти (например, оспаривание результатов выборов), формы правления, отдельных решений власти и тех или иных принятых этой властью нормативных актов.
Собственно, "хула на государя" или, проще говоря, "крамола" всегда входила в список жестко наказуемых проступков, значительно опережая даже 10 смертных грехов в библейском толковании. За те Бог накажет, а вот за крамолу уж нет, это мы прямо сейчас. Тут и доказывать ничего не надо, пиши донос, да отправляй "куда следует", там оценят и поймут.
Были, правда, в страшной и непонятной России одно время другие порядки, ныне прослеживаемые в пословице "доносчику-первый кнут" и прочих пыточных откровениях, но канули и они в лету. А еще говорят, один римский император всех доносчиков посадил в корабль и отправил в море. Ну, так все мы знаем, что с тем Римом случилось потом, его гастарбайтеры по кирпичику разнесли, там теперь Европа как раз находится.
А в России уже в период "бабского царства" смекнули охранители, что пытать доносчиков, проверяя правдивость доноса - глупое и вредное занятие. Так никто не будет вообще бдительность проявлять. Доносы надобно бережно складывать и хранить, даже откровенно стремные. А вдруг вектор переменится, кто-то в опалу попадет, а мы тут ррраз - и вынули из заветной шкатулки доносик нужный, текущей политической повестке созвучный, проявили бдительность, организовали кампанию, глядишь, и матушка-императрица оценит-не забудет.
Но прогресс двигался, мир менялся и наступила так называемая демократия. Было время, когда власть политических противников стреляла из танков, но хи-хи над собой, скрипя зубами, делала вид, что не замечает. Ой, это мы опять не в ту степь, пардон, о Германии же речь... Все, молчу! Поехали опять про Германию.
Так вот в Германии этой послепослевоенной, когда разобрали уже Берлинскую стену, обещали наладить царство свободы и построить цитадель демократии не хуже американской. Вроде что-то там даже у них первое время получалось... И вот на тебе...
"Пошли четыре ворчуна вздыхать о лучшем строе, но чей-то вздох подслушал сын, и их осталось трое..." Это Высоцкий. Тоже про Германию, кстати.
В чем тут заковырка? А заковырка тут все в том же неукротимом прогрессе. Ведь не только всякая бытовая техника совершенствуется, но и правоприменительная практика развивается, заново осваивая хорошо забытое старое на новом технологическом уровне. И вообще на новом уровне.
Раньше как было... Совершил противоправное деяние, попался - получи. Ну, или не совершил, а пытался совершить, но помешали некие обстоятельства - все равно получи, хотя чуть меньше. Или просто готовил, обрез, скажем, пилил, но вовремя нагрянули люди в одинаковых ботинках. И т.п. - помогал пилить, на шухере стоял, подсказывал, в кого пальнуть, делал вид, что не видит пилильщика, короче другие варианты ДЕЙСТВИЯ или БЕЗДЕЙСТВИЯ, которое в философском смысле тоже действие.
Но смекнули люди, что в эпоху Интернета нет смысла ждать, пока этот самый усредненный злоумышленник свой обрез начнет пилить, можно его изобличить еще на стадии поиска информации о технологии пиления. Просто так, говоришь, смотрел? Как же! А ну, колись! Не хочешь? Тогда в башню его. В темницу. Пусть посидит до суда годик-другой в каземате-равелине, подумает, может и вспомнит что, может совесть и проснется. Тогда и запишем, нам спешить некуда.
Однако, и на этом прогресс не остановился. А вот если злодей не желает в Гугле набирать (по-немецки, естественно, о Германии же речь) "как сделать обрез из охотничьего ружья", что тогда делать? Если он потихоньку устные справки наводит, ищет, так сказать, офф-лайн среди единомышленников? Никак тут без радикальной смены методов не обойтись. И тогда принимают ЗАКОН (демократия же), что вот это и это теперь считается ПРИЗНАКАМИ подготовки к совершению противоправных деяний. Все, что душе угодно, можно в признаки записать, хоть десять томов, хоть прыщик на заднице. И что с того, что нелогично? Вот странные люди... Это же ПО ЗАКОНУ. А закон он закон. Логика тут и не нужна вовсе.
Впрочем, можно, наоборот, записать все очень расплывчато, чтобы ответственные лица могли уже сами там додумать при необходимости. В конце концов, не обязательно ждать, когда лишенец будущий начнет готовить свой преступный замысел. Достаточно вовремя его вычислить. А как? Ну, да, можно жребий бросить, децимация там или еще что в этом роде, просто хватать, кто попадется... Но не соответствует духу времени, грубо как-то.
И тогда возникает идея сажать (или пока ставить на особый учет для начала) за слова. Слова тоже прописываются не все (этак тома выйдут), а весьма общо. Термин "делегитимизация" - это как раз в ногу с прогрессом. Это как раз самое оно. И звучно, и солидно, и подвести можно под любой пук или иной звук. Под скрип тележного колеса в момент всенародного ликования. Можно пока новых уровней не изобретать, хватит этой радости лет на пять ближайших точно.
Вот так у них в Германии. Такой вот Четвертый Рейх. Остается только радоваться от души, что в нашей стране все по-другому и такого беспредела никогда не будет.