Найти тему
Turizm

Надежный, авторитетный, но невезучий: серийный советский турбовинтовой самолет Ан-26

В период с 1969 по 1986 год было построено 1 403 экземпляра Ан-26.

Первый полет этого двухмоторного турбовинтового самолета состоялся 21 мая 1969 года.

В конце 1950-х годов Советскому Союзу понадобилось принципиально новое воздушное судно для авиации общего назначения, чтобы заменить старые поршневые Ил-14. К созданию такого самолета, способного взлетать с отдаленных грунтовых аэродромов, приступило Конструкторское бюро Антонова. Так появился Ан-24.

Фото: Ан-24
Фото: Ан-24

Самолет Ан-24 с высокорасположенным крылом имел очень хорошие по тем временам характеристики, прочный планер и использовался для различных целей. Недостатком модели был грузовая дверь в нижней части фюзеляжа, которая не позволяла в полной мере использовать его в военных целях: загружать транспортные средства «своим ходом» и сбрасывать парашютистов.

Чтобы устранить это ограничение, в 1966 году «Антонов» решил доработать Ан-24, установив на него заднюю грузовую рампу. В результате получился функциональный и многоцелевой Ан-26.

Фото: Ан-26
Фото: Ан-26

Ан-26 имел удлиненный цельнометаллический фюзеляж с большим грузовым люком, который опускался до земли. Теперь в самолет могла свободно заезжать техника. Грузовой люк также можно было открывать во время полета для десантирования парашютистов и грузов.

При этом в закрытом состоянии конструкция была полностью герметичной и к тому же уникальной, не имеющей аналогов в мире. Патент на нее СССР продал в восемь стран, включая США, Великобританию и Францию.

Фото: грузовой Ан-26
Фото: грузовой Ан-26

После дебюта на Парижском авиасалоне в Ле Бурже в 1969 году самолет поступил в вооруженные силы Советского Союза и в парк «Аэрофлота». Ан-26 был востребован, хорошо продавался и использовался авиакомпаниями и военными по всему миру.

К сожалению, судьба Ан-26 изобиловала трагическими эпизодами.

За 50 с лишним лет эксплуатации самолет стал участником многих авиакатастроф со смертельным исходом, и по самым разным причинам…

Фото: в салоне Ан-26
Фото: в салоне Ан-26

14 июля 1977 года повстанцы УНИТА ― ангольской центристской политической партии ― сбили Ан-26, принадлежащий военно-воздушным силам Анголы, погибли все 30 пассажиров и членов экипажа.

9 декабря 1978 года самолет Ан-26 «Аэрофлота» потерял управление и разбился вскоре после взлета из аэропорта Черский в Якутии, погибли все семь пассажиров и членов экипажа.

26 марта 1979 года рейс 37293 авиакомпании «Аэрофлот» врезался в холм близ Байкита в 670 км от Красноярска, в результате чего погибли четверо из 12 человек, находившихся на борту.

23 декабря 1981 года борт «Аэрофлота», выполнявший рейс 22237, потерпел крушение при подлете к аэропорту Северо-Енисейска, погибли двое из семи находившихся на борту. Анализы показали в крови штурмана, бортрадиста, бортмеханика наличие алкоголя.

Фото: Википедия
Фото: Википедия

28 января 1982 года самолет Ан-26 ВВС Эфиопии потерпел крушение близ Аддис-Абебы, в результате чего погибли 73 военнослужащих.

15 марта 1982 года самолет Ан-26 ВМФ СССР разбился после взлета из аэропорта Анапы, погибли все девять пассажиров и членов экипажа. Катастрофа была вызвана тем, что пилоты слишком рано убрали закрылки.

23 декабря 1982 года борт Ан-26 «Аэрофлота» потерпел крушение при взлете в аэропорту Ростова-на-Дону, погибли все 16 пассажиров и членов экипажа.

6 мая 1983 года самолет Ан-26 советских ВВС потерпел крушение при заходе на посадку в условиях сильного снегопада при попытке приземлиться на авиабазе Ключи, погибли 33 из 37 пассажиров и членов экипажа.

22 января 1985 года самолет Ан-26 советских ВВС развалился в воздухе в Афганистане из-за превышения максимально допустимой скорости. Все восемь человек, находившихся на борту, погибли.

3 мая 1985 года самолет Ан-26 ВВС СССР столкнулся с аэрофлотовским Ту-134 из-за ошибки системы Управления воздушным движением, в результате чего погибли все пассажиры и члены экипажа на борту обоих лайнеров.

4 сентября 1985 года самолет Ан-26 афганской авиакомпании Bakhtar Afghan Airlines был сбит ракетой ЗРК близ Кандагара, погибли все 52 пассажира и члены экипажа.

30 марта 1986 года самолет Ан-26 ВВС Мозамбика разбился при заходе на посадку в аэропорту Пемба в Танзании, погибли 41 пассажир и экипаж. Пятеро пассажиров выжили.

6 декабря 1986 года самолет Ан-26 ВВС Венгрии потерпел крушение из-за обледенения после взлета из аэропорта Будапешта, четверо находившихся на борту погибли.

6 марта 1987 года самолет Ан-26 «Аэрофлота» врезался в гору близ Алма-Аты, погибли все девять пассажиров и членов экипажа.

11 июня 1987 года Ан-26 Bakhtar Afghan Airlines был сбит близ Хоста в 30 км от Пакистанской границы, погибли 53 из 55 пассажиров и членов экипажа.

18 июня 1987 года самолет Ан-26 ВВС Перу врезался в гору близ города Сапосоа, погибли все 46 пассажиров и членов экипажа.

16 сентября 1987 года самолет Ан-26 ВВС Вьетнама, летевший из Ханоя в Хошимин, потерпел крушение, погибли все 31 пассажир и экипаж. Место крушения самолета было найдено только в 1989 году.

27 апреля 1988 года кубинские военнослужащие, проходившие службу в Анголе, случайно сбили свой собственный Ан-26, погибли все 29 пассажиров и членов экипажа.

26 октября 1989 года Ан-26 советских ВВС потерпел крушение в плохую погоду близ Петропавловска-Камчатского, погибли все 37 человек, находившиеся на борту.

23 марта 1990 года самолет Ан-26 авиакомпании Cubana de Aviacion потерпел крушение после выезда за пределы взлетно-посадочной полосы в аэропорту Антонио Масео в Сантьяго, погибли четверо из 46 человек, находившихся на борту самолета.

23 апреля 1993 года самолет Ан-26 авиакомпании MIAT Mongolian Airlines врезался в гору Марз в провинции Завхан, погибли все 32 пассажира и члена экипажа.

31 июля 1994 года, во время Боснийской войны, украинский Ан-26 под флагом Организации Объединенных Наций, был сбит над Хорватией, погибли все семь человек, находившихся на борту.

30 марта 2000 года зафрахтованный ООН самолет Ан-26 потерпел крушение недалеко от аэропорта Анурадхапура в Шри-Ланке, погибли все 40 военнослужащих армии Шри-Ланки и экипаж. Причина авиакатастрофы остается неизвестной.

4 октября 2007 года самолет Ан-26 авиакомпании Africa One потерпел крушение сразу после взлета в Демократической Республике Конго. Погибло 21 из 22 пассажиров и членов экипажа, а еще 28 случайных прохожих на земле.

24 февраля 2022 года, после начала событий на Украине, самолет Ан-26 ВВС Украины был сбит, погибли пятеро из четырнадцати пассажиров и членов экипажа.

Интересный факт. В 1992 году на авиазаводе в китайском Сиане сошла с конвейера гражданская модификация самолета Y-7H500. Собственно, это была переделка транспортного Xian Y-7H ― копии советского самолета Ан-26.

-7

Летчики, летавшие на этом самолете, любят и вспоминают его, считая Ан-26 одним из самых выносливых и надежных отечественных турбовинтовых самолетов, и к тому же неприхотливым и несложным в эксплуатации. Таким самолетам, как Ан-26, до сих пор нет полноценной замены.