Противоречия различных идеологий и исторических мифов разрывают единый русский народ на части. Необходимость объединяющего мировоззрения осознается все более широким кругом людей, но, к сожалению, до сих пор дальше констатации "так жить нельзя" дело не идет. Никто не может внятно ответить, как именно надо жить.
Впрочем, проблемы наблюдаются не только у нас: и Запад, и Восток также погружаются в социально-экономический хаос, все громче раздаются крики, призывающие к разъединению, раздробленности и войне…
И дело ведь не только и не столько в пресловутом единстве… Мир столкнулся с глобальным финансово-экономическим кризисом, носящим системный характер. И на этот раз нет путей простого реформирования. Требуется не реформа, а реформация: абсолютно иной, свежий взгляд на проблемы и подходы к их решению. Для преодоления якобы сугубо хозяйственного кризиса требуется новое мировоззрение.
Нам пока не из чего выбирать: мы все пробовали. И коммунизм, и либеральную демократию, и монархию, и национализм/фашизм. Старье, которому уже больше 150 лет.
Все даже еще хуже… При кажущемся разнообразии вот уже 250 лет на столбовой дороге всего человечества намертво вбит единый знак. На нем начертано "Свобода! Равенство! Братство!" Плюс мелким шрифтом чуть ниже: Индивидуализм, Материализм, Прогресс, Рост.
Если мы уже пару веков идем к этой свободе и равенству, и получили желаемое, но недовольны результатом, то, возможно, есть некая неочевидная проблема с нашими целями?
Все наши идеологии (что коммунизм, что капитализм, что фашизм – далее везде) направлены, так или иначе, на достижение Свободы. Все наши войны ведутся ради свободы или освобождения. В оплоте западной демократии – США, пропаганда Свободы вообще является краеугольным камнем всего социально-политического бытия. Свобода – универсальный положительный образ, намертво засевший в нашей голове. Он незыблем. Мало кто решится вслух сказать о необходимости ограничить свободу…
Но что же такое СВОБОДА?...
Свобода – это отсутствие сдержек и ограничений. Это возможность любого действия (или бездействия).
На пути к свободе мы должны избавиться от всех ограничений. Разрушаем сословную систему, уничтожаем монархию. Прогоняем иностранцев (если есть), истребляем аристократию (если упирается), потом собственников капитала (если получается). Закрываем церковь, ну или низводим ее до ни к чему не обязывающих ритуалов. Разрешаем всем говорить и писать все, что вздумается, даже откровенную ложь.
Но политическая "свобода" – это еще не Свобода. Нас сковывают всякие планы в экономике и государственное регулирование. Приватизируем предприятия, сокращаем правительство, а по возможности вообще его ликвидируем, чтобы не мешало Невидимой Руке Рынка и свободе перемещения кочевников Нового Времени… Совершенная свобода – это полное отсутствие лицензий, стандартов, планов, сертификаций, инспекций, границ. Пока этого не будет, настоящей экономической свободы не наступит… И мы продолжаем за это бороться.
Точно так же мы "освобождаемся" от Природы: не ждем от нее милостей, а вырываем с корнем. Копаем, взрываем, ровняем, добываем, перерабатываем, потребляем и выбрасываем. Мы ведем себя так, как будто полностью освободились от нашей связи с природой и экологических ограничений…
Помимо политической и экономической, мы боремся за свободу нашей личности. Тирания родителей и учителей – разве это свобода? Восстаем и бунтуем. Тесные узы брака тоже мешают – разрушаем семьи и перестаем их создавать. А какая может быть свобода, когда на шее висят малолетки или старики? Прекращаем обременять себя детьми и уходом за пожилыми родственниками. Особенно раскрепощенные перестают связывать себя также нормами морали и права, превращаясь в "вольных людей" – бандитов.
Но все равно надо питаться, дышать, искать крышу над головой… Преодолевать силу притяжения, в конце концов… От бренного тела все равно никак не освободиться…
Впрочем, полную свободу от всего на свете можно обрести. После смерти. Только смерть освободит живое существо от всех ограничений внешней среды… И мы уже почти получили полную свободу – эвтаназию – право освободиться от жизни…
А что, если все частицы во Вселенной "освободятся" и разлетятся кто куда? Это приведет к аннулированию всех законов физики, разрушению Мироздания, концу Света и Вселенной.
Так что Свобода – это даже не хаос и не анархия. Они предполагают постоянное столкновение свободных частиц между собой, что создает серьезные ограничения. Нет, должен наступить именно полный конец всего, именно смерть.
Дорога к свободе – это путь постоянного отрицания и разрушения, заканчивающийся только полным освобождением – смертью.
СВОБОДА – ЭТО СМЕРТЬ.
Кто призывает к полной свободе, т.е. к смерти? Либерализм, он же сатанизм.
Либерал – это сатанист.
Хомейни так и сказал: "Америка – Большой Сатана". А в либеральной России знаменитый афоризм американца Пейна "дерево свободы надо иногда поливать кровью патриотов" стал приобретать несколько иной, зловещий смысл…
Парадоксально? Но факт. На пути к свободе мы все больше разрушаем общество и среду обитания. Тревожные тенденции были замечены отнюдь не вчера. Еще Гегель, рассуждая о свободе, неожиданно приходит к выводу, что Свобода – это осознанная необходимость. Не ставя под сомнение само положительное понятие "свобода", он фактически пытается скорректировать разрушительную его суть, наделяя качеством "необходимости", что ведь фактически является ограничением и отрицанием свободы!
В то же время Ф.М. Достоевский, лично познакомившись с пламенными "освободителями", пишет роман "Бесы", а своего Раскольникова прогоняет через "Преступление и Наказание", ставя перед ним вопрос о Свободе: "Тварь ли я дрожащая или право имею?" Братьям Карамазовым задан тот же вопрос о Свободе: "Если Бога нет, то все дозволено?" Видя чудовищные последствия социального и, главное, духовного "освобождения и раскрепощения", Достоевский пытается найти приемлемую форму сдерживания, видя ее в развитии религиозного чувства и вере в Бога.
Уже в ХХ в. Э. Фромм в работе "Бегство от свободы" пытается проанализировать странное нежелание людей жить в этой самой вновь обретенной свободе, от которой они массово бегут в тоталитарные идеологии (в первую очередь, фашизм). Конечно, он не может поставить под сомнение благость "освобождения", поэтому считает необходимым лечить людей от "страха перед свободой".
Параллельно Фромм отмечает распространение духовной некрофилии (любви к неживому), понимаемой как отстранение людей друг от друга и вообще всего живого с заменой этих связей привязанностями к неживым предметам: машинам, игрушкам, вообще любому барахлу. И опять видит в этом страх перед свободой. Хотя вполне допустимым было бы обратное утверждение: именно стремление к свободе, постоянное "освобождение" толкает людей рвать обременительные живые социальные связи и заменять их более "свободными и комфортными" неживыми (или виртуальными). Машина ведь не капризничает, не требует, не предает, в любой момент можно выключить, сломать и с легкостью потом починить…
Так может надо поставить вопрос иначе? Возможно, страх оправдан, и люди инстинктивно бегут от свободы, подсознательно угадывая чудовищные последствия? Вероятно, люди на самом деле жаждут не свободы, а чего-то другого, но не могут выразить это на понятийном уровне?... И именно такую попытку выразить нечто иное предприняли Гегель и Достоевский?...
Ничем не лучше и другая абстракция – РАВЕНСТВО. Что это? Идентичность? Каждому по потребностям? Все равны перед законом? А как же справедливость? Вообще, где-нибудь в живой природе есть хоть что-нибудь одинаковое? Равенство – это в казарме и концлагере. И еще среди мертвой материи. Люди же рождаются разными, и не только физически, но и духовно. Попытка добиться равенства приводит к несправедливости и омертвению человеческих душ. Равенство – это физико-математическая абстракция. Попытка внедрить ее среди людей порождает дикое напряжение и конфликты, а успешное внедрение – омертвение, когда люди становятся похожими на роботов или атомы неживой материи.
На фоне бесовской свободы и мертвенного равенства разговор о некоем "БРАТСТВЕ" вообще остается как бы за скобками. До братства в свободном и равном мире обычно не доходит…
Остальные концепции органично вытекают из Свободы и Равенства. Индивидуализм – это обычное состояние "свободного" человека. Прогресс – это тот самый путь постоянного разрушения/реформирования. Материализм – это попытка освободиться от морали, чести, долга, духовных скреп. А Рост – порождение Прогресса, самый эффективный инструмент разрушения, если понимать его не органически, а абстрактно-математически, что и происходит в нашей экономике…
Все это – тупик для человечества, ложные цели. Путь в никуда.
Если мы на самом деле не понимаем, куда идем, то обязательно придем не туда. За что боремся, на то и напоремся.
Люди на самом деле хотят вовсе не Свободы и не Равенства.
Мы хотим, чтобы нас любили, понимали и уважали, а вокруг нас были люди, которых понимаем, уважаем и любим мы сами. Чтобы у нас было много друзей и любящие семьи, которые помогают нам, а мы им. Труд и личные успехи должны отмечаться и вознаграждаться, а проступки соответственно наказываться. Мы хотим сами принимать решения и отвечать за свою судьбу. Ну и, конечно же, мы хотим безбедной жизни для себя, своих близких и всего народа. Вот, в общем-то, и все.
Если выразить это несколькими словами, то получается:
БЛИЗОСТЬ. СПРАВЕДЛИВОСТЬ. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.
И чуть ниже как само собой разумеющееся: Любовь, Правда, Мера, Бог.
Это абсолютно новая, а точнее хорошо забытая старая, система координат. Совершенно другой взгляд на мир. Принципиально иное мировоззрение, основанное не на отрицании и разъединении, а на сближении и единстве.
А ВСЕ современные идеологии – это порождение концепции Свободы и Равенства. Именно поэтому какую бы идеологию мы ни брали за последние 150 лет, все у нас идет неперекосяк. Точнее, изначально лозунг Свободы и Равенства помогал отрицать, разрушать и реформировать сословное общество позднего Средневековья, которое ну никак нельзя назвать сильно справедливым и поощряющим самостоятельность… Но общие цели были заданы ложные, и по мере успехов что либерализм, что коммунизм сталкивались со все возрастающими проблемами. Сегодня это уже не эфемерные "трудности", а полная катастрофа.
продолжение следует...
публикуется с согласия друга и автора - https://v-dushevin.livejournal.com/3109.html
иллюстрации из открытых источников