Найти в Дзене
Правда ПФО

Причал Козьмодемьянска стал маяком для Козловки и Мариинского Посада в Чувашии

«Не было ни гроша, и вдруг алтын», – можно и так охарактеризовать открытие причала в Козьмодемьянске. До вчерашнего дня в Марий Эл вообще не числилось капитальных портовых сооружений. Выручают дебаркадеры, которые принимают относительно небольшие пассажирские суда, но современные лайнеры не рискуют к ним причаливать. Появление речного гиганта «Мустай Карим» в Козьмодемьянске можно считать историческим казусом.

Ситуацию решено было переломить посредством индивидуальной программы социально-экономического развития республики, аналогичной той, что действует и в Чувашии. Как писала «Правда ПФО», она предполагает выделение из федерального бюджета не самым преуспевающим регионам по 1 млрд в год в течение пяти лет. В Марий Эл сочли, что в таких условиях с учетом небольшого республиканского довеска будет целесообразно 300 млн направить на строительство причала. Подряд со сроком исполнения в ноябре 2023 года разыграли по конкурсу, в котором победила фирма «СтройКрафт» из Чебоксар.

– Много чего мы ранее строили, но за подобный объект взялись впервые, – рассказал «Правде ПФО» директор ООО «СтройКрафт» Андрей Михайлов. – И, конечно, не предполагали, с какими подводными камнями в прямом и переносном смысле слова придется столкнуться. Кстати, глубина причальной стенки почти пять метров, ее длина – 96 метров, ширина – более четырех. Проект включает в себя кроме причальной стенки, два открылка, открытый павильон, акваторию с водными подходами и надземный пешеходный переход между причалом и верхним уровнем береговой линии.

По словам Михайлова, в условиях резкого удорожания материалов и технологий на протяжении всего процесса строительства проектному отделу ООО «СтройКрафт» приходилось корректировать проектную документацию, чтобы объект был введен в эксплуатацию вовремя и без увеличения сметной стоимости. Серьезные изменения внесены в конструкции пешеходного моста, ограждающей шпунтовой стенки. Все поправки получили положительное заключение государственной технической и сметной экспертизы. А дабы возместить неизбежный ущерб, нанесенный экологии, «Стройкрафт» приобрел и выпустил в Чебоксарское водохранилище 26 тысяч мальков стерляди.

Строительство причала постоянно находилось в поле зрения главы Марий Эл Юрия Зайцева. Он приезжал сюда, придирчиво сравнивал соответствие графика работ с реальным положением дел.

– У города огромный туристический потенциал. Ввод причала позволит принимать суда любых размеров. Все это скажется на росте пассажиропотока, увеличении налоговой базы, будет способствовать развитию города в целом, – отмечал Зайцев. – Здесь действительно есть, что показать туристам, но необходимо создавать условия, чтобы людям было, где остановиться.

Надо отдать должное руководству Марий Эл. За развитие туризма здесь взялись самым серьезным образом. Республика вошла в проект «Великий Волжский путь», в его рамках планируется проектирование и строительство грузопассажирского причала «Йошкар-Ола» в селе Кокшайск, пассажирских причалов в Юрино и в Волжске.

«Кроме того, запланировано приобретение речных судов «Метеор-1» и «Валдай-2», проведение работ по берегоукреплению Волги в Звенигово, где также планируется построить пассажирский причал», — говорил Юрий Зайцев.

И тут надо признать, что Чувашия стала отставать от своих соседей. Уже давно говорится о строительстве причалов в Козловке и Мариинском Посаде. Собирались начать еще в 2020 году. Но марпосадский проект лишь недавно прошел госэкспертизу с третьего раза. А козловский до сих пор в тумане.

Между тем, у этих малых чувашских городов туристический потенциал не меньший, чем в Козьмодемьянске. Марийцы приватизировали Остапа Бендера, а у нас в Козловке можно проводить детский фестиваль под условным названием «Коза-дереза». И порулить им надо будет пригласить сити-менеджера Козьмодемьянска Михаила Козлова. Уже бренд, уже информационный повод для СМИ.

-5

Если же говорить серьезно, то современный причал означает для малого города новую жизнь. Символично, что в Козьмодемьянске тот же чебоксарский «СтройКрафт» сдал в эксплуатацию девятиэтажный 79-квартирный дом. Новоселам накануне были вручены ключи. 5 квартир достались сиротам, 24 – переселенцам из ветхого жилья. Причем, компания уже приступила к строительству второго аналогичного жилого здания. Вроде ничего особенного, но в предыдущий раз в этом городе подобный дом вводили лет 30 назад.

«Правда ПФО» следит за развитием событий.