Сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте», который чиновники, детские омбудсмены, некоторые депутаты Госдумы хотят запретить, разобрали на сувениры. Интернет-магазины заполонили товары с символикой, принтами и цитатами из многосерийного фильма, который в рекордные сроки стал культовым.
Некоторые умудряются старье из 90-х замаскировать под «Слово пацана», а затем продать его подороже. Самый дорогой лот – свитер, который на Авито выставили на продажу за 5 млн рублей.
Хороший сериал, надо брать
Онлайн-магазины утонули в товарах с символикой сериала. На Wildberries, например, можно купить кружку «Пацаны не извиняются», подушку-обнимашку с принтом «Ералаша», «Кащея» и других героев сериала, спортивную олимпийку оверсайз, футболки с цитатами «Не Чу-ш-пан», «Пацаны не извиняются», брелоки, магниты, наклейки на смартфон, и даже настенный календарь на 2024 год с портретами героев многосерийного фильма.
Цена вопроса - от 123 до 5000 рублей.
Судя по комментариям к товарам, сувенирка разлетается как горячие пирожки:
«На подростка 160 взяли М, свободна. Отличная ветровка.
Муж (у которого на руках наколочки) доволен. Рост 190.
Сын в восторге.
Это самое лучшее, что было в моей жизни».
Защитники сериала говорят, что он не романтизирует подростковую преступность, что он, напротив, показывает, что происходит с теми, кто ступает на эту скользкую дорожку. Однако, судя по тому, что происходит на Wildberries, сериал как раз-таки из отпетых преступников сделал кумиров молодежи: почти под каждым товаром можно найти фразу «Не забудем Ералаша».
Может это Wildberries неправильный? Может, на других маркетплейсах ситуация иная?
Ozon-zon-zon тоже щедр на сувенирку со «Словом пацана». Руки-загребуки по скидке могут загрести чехол на телефон с наклейками, кружку с надписью «С Новым годом, Чу-ш-пан», 3D-стикеры с фотографиями героев, наклейки на авто «Слово пацана» - цена вопроса от 500 до 5000 тысяч рублей.
Самые дорогие лоты на Авито. Пользователи на этой интернет-площадке продают олимпийку Вовы Адидаса за 50 тысяч рублей, хотя ее реальная стоимость до сериала составляла около 3 тысяч рублей; кепку-сеточку с надписью USA продают за 1,5 тысячи рублей при обычной цене в 700 рублей; советскую меховую шапку готовы отдать за 3 тысячи рублей, хотя она стоит около тысячи.
Самый дорогой лот - свитер из 90-х «Слово пацана». Его готовы отдать в руки за 5 млн рублей.
Стилист Esv.life.style Евгения Васючкова, с которой пообщался журналист интернет-издания 66.ru, не удивлена такому ажиотажу:
«Мы любим ностальгировать по советским временам и романтизировать свободу 90-х. Молодежи, которая не жила в те времена, просто весело подхватывать эту волну. Я уверена, что этот тренд ненадолго. Все успокоятся, когда закончится сериал».
Получается, что-то с нами не так, раз мы восторгаемся теми, кто грабил, лишал девушек чести, а парней достоинства, кто ставил закон на колени и нагло над втаптывал его в грязь.
Хотелось бы без морализаторства, но:
Как люди, которые говорят о скрепах, православии, о славном патриоте Shaman, могут чему-то нас учить, когда сами героизируют тех, кого должны публично порицать?
Вопрос риторический.
Кстати, в этом мы ни чем не отличаемся от ненавистных нам американцев. Они тоже героизируют преступников. Яркий пример – русская мошенница Анна Делви о житие, которой Netflix снял сериал «Изобретая Анну».
Девушки в Соединенных Штатах на Хэллоуин наряжаются Делви и хотят во всем походить на русскую, которая обвела вокруг пальца сильных мира сего.
Подробнее в материале ниже:
Слово нужно отделять от пацана?
Психолог Антон Кузнецов не удивлен тому, что сувенирка со «Словом пацана» в тренде. Он просит отделять тех, кто просит её купить, от тех, кто её покупает.
Мой собеседник уверен: такая продукция нужна подросткам. Родителям, которые с деньгами, даром бы не далась подушка-обнимашка с принтами героев сериала.
Возникает вопрос: откуда подростки знают о «Слове пацана», на который установлено возрастное ограничение «18+». Кузнецов считает, что в нашей стране эта маркировка не работает.
Напомню, наши цензоры заимствовали возрастную маркировку у американцев. Там на картины устанавливается определенная возрастные ограничения:
рейтинг G - фильм демонстрируется без ограничений;
рейтинг PG – детям рекомендуется смотреть фильм с родителями;
рейтинг PG-13 - просмотр не желателен детям до 13 лет;
рейтинг R- лица, не достигшие 17-летнего возраста, допускаются на фильм только в сопровождении одного из родителей, либо законного представителя;
рейтинг NC-17 - лица 17-летнего возраста и младше на фильм не допускаются.
Отмечу: большинство американцы следует этим правилам, а у нас родители разрешают детям смотреть все, что не попадя, а потом удивляются почему подростки сходят с ума по героям сериала «Слово пацана».
«В США люди более законопослушные, чем у нас. Американские родители стараются соблюдать установленные правила и не показывать детям фильмы, сериалы, которые им не подходят по возрасту. Россия же, напротив, славится своим свободолюбивым народом. Никто не собирается выполнять рекомендации, которые Минздрав РФ принимает по ношению медицинских масок, а Минкульт РФ по введению возрастных ограничений на ту или иную картину», - считает Антон Кузнецов.
Поскольку возрастные ограничения не работают, психолог советует вводить экономические: если госбюджет не будет финансировать такой контент, он не появится в медийном пространстве.
Кузнецов уверен: «Слово пацана» плохо влияет как на детей, так и на взрослых, так как «романтизирует» преступность и сложные 90-е: герои - миловидные парни, в которых влюбляются девушки и не только, да и само название «Слово пацана» звучит по-пацански.
Такие сериалы психолог советует снимать от имени жертв преступников, тогда, считает он, "точно не будет никакой романтизации преступности", а "криминальная тематика не расползется по маркетплейсам и другим онлайн-площадкам".
А пока мы имеем то, что имеем: люди продают старье за бешенные деньги, народ это старье охотно покупает, чтобы дитятко не плакало и было приобщено к новой культуре, а моральный воз и ныне там.
«Если мы говорим об искусстве, то всегда есть коммерческая составляющая: люди снимают сериал с целью заработать на нем – иначе киноискусства не будет.
Искусство, в отличие от одежды, навязывает определенную систему ценностей. Здесь, конечно, мы должны, к сожалению, признать, что коммерчески успешные проекты зачастую имеют крайне негативное влияние на общество.
Произведения, которые положительны с моральной точки зрения, сложно сделать коммерчески успешными. Только гениальные композиторы, режиссеры были способны сочетать в своем творчестве высокую мораль и продаваемость. Поэтому имеем то, что имеем». – резюмировал Кузнецов.
А что думаете вы? Пишите в комментариях, обсудим!