Найти тему
Закулисье без кулис

Театр на ковре и больше ничего.

Нужны лишь два человека, ковер и зрители. Как живут независимые театры в старом году и какое будущее сулит им в новом? Разговор о пяти театрах, которые так и не получили стен, а может им этого и не хотелось.

ОН В АВГЕНТРИНЕ
ОН В АВГЕНТРИНЕ


«Я буду продолжать работать, пока чувствую, что делаю что-то полезное, — говорит Александр Андриевич. — Пока билеты продаются на ура (а в апреле мы вышли в плюс), залы заполнены, народ идет. Билеты на спектакль „Считалка“, например, смели за два дня. Автор пьесы, грузинская писательница Тамта Мелашвили, запретила играть его в российских театрах, но мы убедили ее, что зрителю этот спектакль необходим»

ТЕАТР ВНУТРИ
Театр был открыт 31 мая 2021 года. Олег Карлсон вложил деньги, сделал чертежи, спродюсировалю. Театр обрел дом, а кто-то его терял. Собрали свои ковры, и исчезли - "Гоголь центр" например. Первый спектакль был "Я убил царя" о убийстве семьи Романовых, а последний, тоже премьерный, о России будущего -"Нурэскадрилья".

БАРДО ТХЕНДОЛ, ИЛИ 49 КАСТРЮЛЬ КУТЬИ
БАРДО ТХЕНДОЛ, ИЛИ 49 КАСТРЮЛЬ КУТЬИ

КВАРТЕАТР
«Квартиру обнаружил на „Авито“ Сережа Быстров, актер, режиссер, педагог, выпускник ГИТИСа и мой друг. Нашел, показал, предложил ее снять и что-то там замутить...Мы все в жили на съемных квартирах. Найти помещение под театр было непосильной задачей. Нам показалось, что проще найти квартиру, в которой мы будем и жить, и играть». — вспоминает соосновательница «Квартеатра», обладательница «Золотой маски» Ксения Орлова.

Театр открыт в 2020 году, четыре комнаты, в одной спят, в другой заваривают чай, в третий читают авангардный текст. Театр с табуретками, шкафами, все каждодневно пользуемое. Чисто, убрано, стены толстые, и зритель остается там, в жилой квартире на Неглинной улице. Обсуждение за сигаретой в подъезде, потом обратно в гости.

ПИЛОРАМА+
ПИЛОРАМА+



Эскизы в пространстве
«Мы всегда играли где придется, — говорит один из основателей „Эскизов в пространстве“ Дмитрий Максименков. — В студенческие времена ездили с гастролями по Европе вместе с Международной ассоциацией университетских театров и каждый спектакль адаптировали под определенную площадку: во Франции был зал на 100 мест, а в Эстонии — ночной клуб. С каждым зрителем мы выстраиваем свой диалог. Один из наших главных принципов — повернуть привычное. Я замечаю, что все вокруг стали более нервными и действуют по принципу „как бы чего не вышло“, — говорит он о жизни в новых обстоятельствах. — Мы все так же зарабатываем деньги с продажи билетов и фестивальных гастролей: что-то складываем в общую копилку и распределяем на общие затраты вроде нового дома для Сельского театра в Фомихе»
Театр без стен. Открылся, когда-то. Работают в прямом смысле с открытым пространством. Ковер, два человека и зрители. Идешь по улице и вдруг начинается театр.

ПРОПРАСУЗДАЛЬ
ПРОПРАСУЗДАЛЬ

Сельский театр драмы и комедии в Фомихе

«Раз в год мы ездили под Владимир: играли спектакли в лесах и полях, на реках и озерах в рамках лаборатории „Человек мира“, — рассказывает Дмитрий Максименков. — На другом берегу было село Фомиха — законсервированное место, где нет ни магазинов, ни нормальных дорог. Мы забрели в Фомиху случайно. Что-то екнуло, мы влюбились, объединили свои театральные сбережения и купили там дом»

Поле. Открыт где-то в шкафу 2020-годом. Суздальское пространство для экспериментов. Старый хлев превратился в малый зал, река Нерль в основную сцену.

ЭВОЛЮЦИЯ
ЭВОЛЮЦИЯ

Бинарный биотеатр Василия Березина

«Странная установка „театр не окупается, поэтому он закрывается“. Театр закрывается, если он плохой. А плохой театр — тот, в котором показывается то, что диктуют сверху, и где все строится на деньгах. Когда говорят: „А какая зарплата? За столько я не выйду на сцену. То не буду делать и это тоже“...После ГИТИСа мы какое-то время проводили спектакли на „Винзаводе“, но с ключами были какие-то проблемы, приходилось долго договариваться с охранником. И мы стали делать театр в заброшенных зданиях», — считает основатель Бинарного биотеатра Вася Березин

Фейсбук, улицы, знакомства. Театр открыт. Тибетская книга мертвых и Ги Дебору. Постоянные номинации, "Золотая маска". Стены отсутствуют, есть только люди.

«Наличие или отсутствие зрителя меня особо не волнует, — говорит Вася Березин. 2018-м. Бинарный биотеатр показывает „=е32ешг2шь“, спектакль для котов и компьютеров по пьесе, которую напечатал на клавиатуре кот театрального обозревателя „Афиши Daily“ Алексея Киселева. — Хотя зрители у нас всегда есть, и им всегда интересно. Бывают, конечно, случайные заходимцы. Но я стараюсь с ними разговаривать: мол, здравствуйте, как вам спектакль, что о нем думаете? Спектакли, впрочем, у нас никто не срывал. С начала ***** [специальной военной операции] в театре особо ничего не поменялось. Единственное — мы решили, что не будем делать рассылку с нашими планами и ближайшими премьерами. Зрители узнают о них из слухов и соцсетей. Мне такой подход больше нравится».

Театр существует везде, зритель возникает отовсюду. Актер существует для того, чтобы эти переменные объединить, переставить, сложить и получить тоже самое.