Найти в Дзене
Хронопортация

Во время войны лётчика осудили на 10 лет за "умышленную порчу", но он стал маршалом СССР

До начала 70-х годов социальные лифты в СССР работали, как нигде и никогда. Десятки тысяч людей смогли сделать головокружительную карьеру, поднявшись из низов общества на высоту. Все согласно девизу "Интернационала": "Кто был ничем, тот станет всем". Эжен Потье Но отдельным категориям граждан сделать карьеру в Союзе было практически невозможно. Прежде всего это касалось детей помещиков, священников, купцов, раскулаченных и т.д. Во времена Брежнева эти ограничения фактически сняли, что стране аукнулось в 80-е годы. Также шлагбаум стоял на пути тех, кто совершил уголовные преступления и получил большие сроки. Однако лётчика Ивана Борзова можно смело назвать редким исключением из правил. Ведь, совершив тяжелое преступление, он смог стать маршалом авиации СССР. Первым делом – самолёты. О таких, как Борзов (1915 г.р.) говорят: "Сделал себя сам". Его мать в 1920 г., спасаясь от голода, перебралась вместе с сыном и дочерью из деревни Староворово Егорьевского уезда в Москву. Жили они в столице
Оглавление

До начала 70-х годов социальные лифты в СССР работали, как нигде и никогда. Десятки тысяч людей смогли сделать головокружительную карьеру, поднявшись из низов общества на высоту. Все согласно девизу "Интернационала":

"Кто был ничем, тот станет всем".
Эжен Потье

Но отдельным категориям граждан сделать карьеру в Союзе было практически невозможно. Прежде всего это касалось детей помещиков, священников, купцов, раскулаченных и т.д. Во времена Брежнева эти ограничения фактически сняли, что стране аукнулось в 80-е годы. Также шлагбаум стоял на пути тех, кто совершил уголовные преступления и получил большие сроки. Однако лётчика Ивана Борзова можно смело назвать редким исключением из правил. Ведь, совершив тяжелое преступление, он смог стать маршалом авиации СССР.

Будущий маршал в кругу семьи.
Будущий маршал в кругу семьи.

Первым делом – самолёты.

О таких, как Борзов (1915 г.р.) говорят: "Сделал себя сам". Его мать в 1920 г., спасаясь от голода, перебралась вместе с сыном и дочерью из деревни Староворово Егорьевского уезда в Москву. Жили они в столице крайне бедно, но с большой надеждой на будущее. Ваня окончил техникум и аэроклуб, затем в 1935 г. поступил учиться в Военную летную школу Ейска. В период войны с финнами он совершил 25 вылетов и нанес врагу большой урон. За что был награжден орденом Красного Знамени.

Уже 22 июня 1941 г. Борзов бомбил колонны фашистов. 30 июня полк наносил удары по скоплению танков и по переправе через Западную Двину. Самолет Ивана был подожжен, но он смог посадить его на свой аэродром, спас экипаж, но получил сильнейшие ожоги. Летчик опал в госпиталь, откуда в начале августа вернулся в свою часть. Только уже было поздно. К тому времени был утвержден состав группы из 15 экипажей ДБ-3Ф, которым выпала честь в ночь на 8 августа первыми бомбить Берлин.

10 лет лагерей.

Заместителя комэска это сильно задело, и он подал рапорт, чтобы его перевели служить на ЛаГГ-3 или Як-1 в соседнюю часть. Над ним посмеялись, мол какой из тебя – бомбардировщика истребитель? Иван "закусил удила" и угнал истребитель И-16 из ремонтных мастерских, чтобы продемонстрировать командованию и товарищам, как они ошиблись. Вот только у самолета был неисправен датчик топлива, горючее быстро кончилось и самолет стоимостью 100 тыс. рублей рухнул на землю.

Советский одномоторный истребитель-моноплан И-16 по прозвищу "Ишачок".
Советский одномоторный истребитель-моноплан И-16 по прозвищу "Ишачок".

Летчик чудом выжил, но угодил под трибунал. Комиссар 8-й авиабригады потребовал от председателя трибунала Титова, чтобы подсудимого расстреляли. К тому же в августе 1941 г. вышел Приказ Сталина за умышленную порчу или утрату техники приговаривать виновных к ВМН. Спас Борзова комполка Преображенский – герой бомбардировки Берлина, который ходатайствовал за сохранение жизни пилота. Это Титов и сделал, приговорив преступника к 10 годам лагерей с условием отсрочки наказания до конца ВОВ. Летчиков в РККА тотально не хватало, особенно хороших пилотов.

А Борзов был талантливым "летуном". К тому же он стремился быстрее искупить вину перед Родиной. В декабре 1941 г. его наградили вторым орденом Красного Знамени за 50 успешных вылетов на бомбежку. А в апреле 1942 г. герой повествования уже командовал эскадрильей. Полк продолжал уничтожать наземные цели: танки, живую силу и эшелоны. Но в июле торпедоносцы переключились на морские цели и в 1942 г. пустили на дно 17 гитлеровских кораблей и судов, а в 1943 г. – 43 единицы.

Одним из самых результативных пилотов стал Борзов. Всего на его счету в годы ВОВ 147 вылетов на бомбежку и минирование, плюс 2 корабля и 5 транспортов фрицев водоизмещением 36 тыс. тонн. В том числе наиболее крупный из потопленных на Балтике.

Из арестантов в маршалы.

Герой повествования на фоне бомбардировщика Douglas A-20 Havoc.
Герой повествования на фоне бомбардировщика Douglas A-20 Havoc.

В августе 1942 г. с Ивана сняли судимость. Через год его назначили комполка. Он продолжал вылетать на свободную охоту и топить суда фашистов. При этом офицер часто экспериментировал и разрабатывал новые способы уничтожения врага. Командование фрицев было в бешенстве от потерь кораблей на Балтике. Даже на обычные транспорты немцы установили зенитки и перешли к системе конвоев, организовав патрулирование истребителей на маршрутах.

Опасные участки летчикам разрешили проходить только ночью. Но майор Борзов разработал метод, как топить суда врага в темное время суток. Он носил название "лунная дорожка", ну а автор плана первый же его и опробовал. Получилось! С новинкой немедленно ознакомили другие полки и дивизии, а гитлеровцы пришли в ужас.

6 апреля 1944 г. Иван первым использовал радиалокационный метод обнаружения морских целей и потопил немецкий транспорт. Его самолет "Дуглас" А-20 "Бостон" оборудовали радаром. Этот день вошел в историю морской авиации. Кстати, именно Борзов первым испытал легендарный А-20 "Бостон" в качестве торпедоносца, а его 1-й торпедный авиаполк называли "33 богатыря", так как в нем служило 33 Героя Советского Союза. 28 из них получили "Золотую Звезду" под руководством Ивана, в том числе и он сам. Это произошло в июле 1944 года.

Командующий Авиацией ВМФ (в центре) на палубе вертолётоносца "Москва", ноябрь 1972г.
Командующий Авиацией ВМФ (в центре) на палубе вертолётоносца "Москва", ноябрь 1972г.

За первых 10 месяцев, что полком командовал Борзов, тот потопил 4 подлодки, 82 транспорта, 4 танкера, миноносец, плюс 6 тральщиков и сторожевиков. За это подразделение наградили орденом Красного Знамени, а сам комполка в сентябре 1944 г. получил редчайший орден Ушакова. Всего к концу ВОВ у него было 7 орденов. Никто уже и не вспоминал о судимости героя.

После войны Иван Иванович с отличием окончил Военно-морскую академию. В 1951 г. получил звание генерал-майора, командовал ВВС СФ, затем ВВС БФ. С 1962 г. и до конца жизни он – командующий авиацией ВМФ СССР. Напомню, что морская авиация Союза ничем не уступала аналогичным силам НАТО! В 1972 г. Борзов – маршал авиации. В 1974 г. легенды не стало.

Спасибо за лайк, комментарий, подписку и репост!