До начала 70-х годов социальные лифты в СССР работали, как нигде и никогда. Десятки тысяч людей смогли сделать головокружительную карьеру, поднявшись из низов общества на высоту. Все согласно девизу "Интернационала":
"Кто был ничем, тот станет всем".
Эжен Потье
Но отдельным категориям граждан сделать карьеру в Союзе было практически невозможно. Прежде всего это касалось детей помещиков, священников, купцов, раскулаченных и т.д. Во времена Брежнева эти ограничения фактически сняли, что стране аукнулось в 80-е годы. Также шлагбаум стоял на пути тех, кто совершил уголовные преступления и получил большие сроки. Однако лётчика Ивана Борзова можно смело назвать редким исключением из правил. Ведь, совершив тяжелое преступление, он смог стать маршалом авиации СССР.
Первым делом – самолёты.
О таких, как Борзов (1915 г.р.) говорят: "Сделал себя сам". Его мать в 1920 г., спасаясь от голода, перебралась вместе с сыном и дочерью из деревни Староворово Егорьевского уезда в Москву. Жили они в столице крайне бедно, но с большой надеждой на будущее. Ваня окончил техникум и аэроклуб, затем в 1935 г. поступил учиться в Военную летную школу Ейска. В период войны с финнами он совершил 25 вылетов и нанес врагу большой урон. За что был награжден орденом Красного Знамени.
Уже 22 июня 1941 г. Борзов бомбил колонны фашистов. 30 июня полк наносил удары по скоплению танков и по переправе через Западную Двину. Самолет Ивана был подожжен, но он смог посадить его на свой аэродром, спас экипаж, но получил сильнейшие ожоги. Летчик опал в госпиталь, откуда в начале августа вернулся в свою часть. Только уже было поздно. К тому времени был утвержден состав группы из 15 экипажей ДБ-3Ф, которым выпала честь в ночь на 8 августа первыми бомбить Берлин.
10 лет лагерей.
Заместителя комэска это сильно задело, и он подал рапорт, чтобы его перевели служить на ЛаГГ-3 или Як-1 в соседнюю часть. Над ним посмеялись, мол какой из тебя – бомбардировщика истребитель? Иван "закусил удила" и угнал истребитель И-16 из ремонтных мастерских, чтобы продемонстрировать командованию и товарищам, как они ошиблись. Вот только у самолета был неисправен датчик топлива, горючее быстро кончилось и самолет стоимостью 100 тыс. рублей рухнул на землю.
Летчик чудом выжил, но угодил под трибунал. Комиссар 8-й авиабригады потребовал от председателя трибунала Титова, чтобы подсудимого расстреляли. К тому же в августе 1941 г. вышел Приказ Сталина за умышленную порчу или утрату техники приговаривать виновных к ВМН. Спас Борзова комполка Преображенский – герой бомбардировки Берлина, который ходатайствовал за сохранение жизни пилота. Это Титов и сделал, приговорив преступника к 10 годам лагерей с условием отсрочки наказания до конца ВОВ. Летчиков в РККА тотально не хватало, особенно хороших пилотов.
А Борзов был талантливым "летуном". К тому же он стремился быстрее искупить вину перед Родиной. В декабре 1941 г. его наградили вторым орденом Красного Знамени за 50 успешных вылетов на бомбежку. А в апреле 1942 г. герой повествования уже командовал эскадрильей. Полк продолжал уничтожать наземные цели: танки, живую силу и эшелоны. Но в июле торпедоносцы переключились на морские цели и в 1942 г. пустили на дно 17 гитлеровских кораблей и судов, а в 1943 г. – 43 единицы.
Одним из самых результативных пилотов стал Борзов. Всего на его счету в годы ВОВ 147 вылетов на бомбежку и минирование, плюс 2 корабля и 5 транспортов фрицев водоизмещением 36 тыс. тонн. В том числе наиболее крупный из потопленных на Балтике.
Из арестантов в маршалы.
В августе 1942 г. с Ивана сняли судимость. Через год его назначили комполка. Он продолжал вылетать на свободную охоту и топить суда фашистов. При этом офицер часто экспериментировал и разрабатывал новые способы уничтожения врага. Командование фрицев было в бешенстве от потерь кораблей на Балтике. Даже на обычные транспорты немцы установили зенитки и перешли к системе конвоев, организовав патрулирование истребителей на маршрутах.
Опасные участки летчикам разрешили проходить только ночью. Но майор Борзов разработал метод, как топить суда врага в темное время суток. Он носил название "лунная дорожка", ну а автор плана первый же его и опробовал. Получилось! С новинкой немедленно ознакомили другие полки и дивизии, а гитлеровцы пришли в ужас.
6 апреля 1944 г. Иван первым использовал радиалокационный метод обнаружения морских целей и потопил немецкий транспорт. Его самолет "Дуглас" А-20 "Бостон" оборудовали радаром. Этот день вошел в историю морской авиации. Кстати, именно Борзов первым испытал легендарный А-20 "Бостон" в качестве торпедоносца, а его 1-й торпедный авиаполк называли "33 богатыря", так как в нем служило 33 Героя Советского Союза. 28 из них получили "Золотую Звезду" под руководством Ивана, в том числе и он сам. Это произошло в июле 1944 года.
За первых 10 месяцев, что полком командовал Борзов, тот потопил 4 подлодки, 82 транспорта, 4 танкера, миноносец, плюс 6 тральщиков и сторожевиков. За это подразделение наградили орденом Красного Знамени, а сам комполка в сентябре 1944 г. получил редчайший орден Ушакова. Всего к концу ВОВ у него было 7 орденов. Никто уже и не вспоминал о судимости героя.
После войны Иван Иванович с отличием окончил Военно-морскую академию. В 1951 г. получил звание генерал-майора, командовал ВВС СФ, затем ВВС БФ. С 1962 г. и до конца жизни он – командующий авиацией ВМФ СССР. Напомню, что морская авиация Союза ничем не уступала аналогичным силам НАТО! В 1972 г. Борзов – маршал авиации. В 1974 г. легенды не стало.
Спасибо за лайк, комментарий, подписку и репост!