Найти в Дзене
Записки артистки балета

Дом Мельникова. Вчера, сегодня, завтра

В конце прошлого года, в середине декабря, мне удалось побывать в знаменитом доме Константина Степановича Мельникова.

Я оказалась среди последних "посетителей", кто переступил порог дома перед закрытием его на длительную реставрацию. Она продлится до 2025 года.

На сайте Музея архитектуры, к которому относится "Дом Мельникова" еще в конце сентября было опубликовано сообщение: "В связи с началом подготовительных работ к реставрации памятника архитектуры Дом Мельникова закрывается для экскурсионного посещения с 1 октября 2022 года". Там же, на сайте музея, можно следить за ходом реставрации.

Мы гуляли по пустому дому. Вещи, обитавшие в нем с момента постройки, временно покинули свое жилище и вернутся теперь уже в обновленное здание и интерьеры.

Мечтать о собственном доме, в котором совместились бы комфортное жилое пространство и просторная мастерская, Мельников начал давно. Но возможность воплотить месту в жизнь появилась у Мельникова лишь в «золотой период» его деятельности. В конце 1920-х годов Константин Степанович был буквально завален заказами. Несколько проектов архитектора одновременно находились на стадии строительства, тогда-то он и изыскал необходимые средства на дом для своей семьи.

Женившись еще студентом, Мельников получил заказ на проектирование архитектурной части завода АМО, а вместе с ним - одноэтажный деревянный особняк из шести комнат для проживания и работы. Когда строительство завода было приостановлено, Константин Степанович лишился не только заказа, но и особняка. С женой и двумя детьми он больше года оказался вынужден ютиться в доме то одних родителей, то других - то в Газетном переулке, то в Петровско-Разумовском. Потом десять лет семья Мельниковых жила в коммуналке, занимая две комнаты большой многонаселенной квартиры. К этому времени у архитектора уже сформировалась привычка работать дома, так как домашняя обстановка не только не мешала, но, наоборот, благоприятно влияла на творчество.

Стоит сказать, что осматривать собственный дом архитектора всегда интересно. Уникальность постройки состоит в том, что мастер одновременно предстает в роли заказчика и исполнителя и, как правило, воплощает свои самые заветные идеи, которые не удалось реализовать в других проектах. Каждое такое сооружение - это всегда эксперимент. Дом-мастерская К. С. Мельникова, построенный в 1927-1929 годах, безусловно, можно считать вершиной творчества архитектора-новатора. Он стал чуть ли не самым узнаваемым объектом архитектуры авангарда во всем мире.

Здание находится в Москве в Кривоарбатском переулке и является единственным частным домом, возведенным в центре города за весь советский период. Когда Мельников подал заявку на аренду участка в центре столицы для сооружения своего дома, казалось, что шансов у него почти нет, ведь на этот участок претендовали еще и коммунально-бытовые службы. Однако решено было удовлетворить прошение архитектора и разрешить ему создать свое необычное здание, которому был присвоен статус «опытно-показательного».

Новый дом, кроме того, должен был удовлетворять всем требованиям, которые творческий человек предъявляет к своей мастерской. Его отличает уникальная объемно-пространственная композиция. Два вертикальных цилиндра разной высоты, но одинакового диаметра врезаны друг в друга на треть радиуса - тем самым образуется необычный план здания в виде цифры «8». Высота цилиндров - 8 и 11 метров, диаметр - 10 метров. Главный фасад дома раскрывается на улицу гигантским окном второго этажа, над которым рельефными буквами выложена надпись: «Константин Мельников. Архитектор».

Побывавший в доме Мельниковых в начале 1930-х годов художник Игорь Грабарь написал в книге посетителей: «Одна из интереснейших построек не только Москвы, но и Европы… Никогда не завидовал, но уходя отсюда, поймал себя на чувстве зависти - хотелось бы так пожить».

Такие чувства вызывал дом, который сооружали в условиях строжайшей экономии. Архитектор возводил его не только из самых дешевых материалов, дерева и кирпича, но и при их максимальной экономии. Он посчитал, что применение его конструктивной схемы позволяет удешевить постройку примерно на 25%.

Дом необычен как в целом, так и в деталях. Наружные стены выложены из красного кирпича и оштукатурены. Особую кирпичную кладку, благодаря которой в стене в шахматном порядке образуются шестиугольные окна, разработал сам Константин Степанович. Сетка каркаса стандартна от фундамента до крыши. Нужный эффект достигался путем сдвигов кладки через каждые два ряда то в одну сторону, то в другую. Это новшество позволило не использовать в конструкции несущие столбы и стабилизационные перемычки - такая система круговой кладки равномерно распределяет напряжение по всей стене. В дальнейшем часть разработок, примененных при строительстве этого дома, архитектор запатентовал как изобретения и использовал в других своих проектах. Из 124 шестиугольных проемов, получившихся на наружных стенах, половина оказалась заделана, другая была оставлена в качестве окон, их в результате всего получилось 62.

Внутри дома нет ни одной несущей опоры. Все перекрытия деревянные. Примененная Мельниковым система деревянных безбалочных перекрытий значительно облегчает вес здания, что, в свою очередь, позволяет использовать материал меньшей прочности, но не уменьшает прочность самой постройки.

В доме организован особый пространственный мир. Например, в передней, куда человек попадает при входе, создана внутренняя дверь, способная изменять организацию пространства. Одна створка этой двери «работает» на два проема. Она может объединить переднюю с лестницей, ведущей на второй этаж, отделив их от жилых помещений, или изолировать переднюю, соединив жилые комнаты с лестницей. На первом этаже также находятся столовая, кухня, ванная, туалетная комната, детские и рабочая комната хозяйки. Все помещения выходят в большой коридор, расположенный по продольной оси дома.

Самые крупные (площадью по 50 м2) и интересные по своему пространственному решению помещения в доме - гостиная и мастерская. Гостиная, расположенная на втором этаже, - это парадная комната дома.

Естественный свет проникает в интерьер через огромное окно-экран и маленькое, единственное в доме восьмиугольное окошко, сообщающее масштаб всему помещению.

Жилые помещения в доме распределены не по отношению к членам семьи, а по функциям. Например, спальня всего одна, но это только спальня. Площадь предназначенной для сна общей комнаты - 43 квадратных метра. Она освещается 12 шестиугольными окнами, позволяющими проникать внутрь только мягкому рассеянному свету. Из мебели спальня имеет только три кровати - двуспальную для родителей и две односпальные для детей. Детские кровати отделены от родительской ширмами. Мельников придавал большое значение сну в жизни человека, считая, что во время него можно восстановить не только силы, но и здоровье, вернуть душевное равновесие.

Окна в доме Мельникова играют особую роль. В мастерской архитектора - 38 шестиугольных окон, которые позволяют избежать появления теней. Также в этом помещении, созданном для плодотворной творческой работы, расположен внутренний балкон, задуманный для того, чтобы можно было на расстоянии рассмотреть разложенные на полу эскизы, проекты, живописные работы. С балкона мастерской можно попасть на террасу, оборудованную на крыше меньшего цилиндра. Летом здесь за чашкой чая проводили время все домочадцы.

В реставрации Дома Мельникова принимают участие Музей архитектуры имени А. В. Щусева, музей Константина и Виктора Мельниковых и строительный холдинг «Группа ЛСР» совместно с архбюро «Рождественка». Реставрационные работы будут проходить в несколько этапов. За это время будут проведены: работы на кровле, фасадные работы, реставрация витража, работа с мембранными межэтажными перекрытиями, работа в интерьерах, вычинка деревянных рам окон, вертикальная планировка участка и восстановление исторического сада.

Согласно проекту реставрации, который состоит из 40 томов, предусматривается максимально возможный отказ от вмешательства, консервация как сохранение, а не реставрация как воссоздание с утратой подлинности. А также аутентичность используемых материалов, отделки и применяемых методов наряду с аутентичностью дизайна.

Одной из важных целей Музея архитектуры является, по окончании реставрации, включение Дом Мельникова в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. И российские, и зарубежные специалисты уверены, что выдающийся памятник архитектуры русского авангарда заслуживает этого почетного статуса.

P.S. Статья подготовлена с использованием материалов музея им.Щусева и книги Н.Коновалова "Мельников". Фотографии мои, Ольги Мелекесцевой и Павла Огородникова