Работа исследователей костюма, историков моды очень насыщенна и в хорошем смысле непредсказуема: никогда не знаешь, куда тебя занесёт и какой ещё интересный проект ждёт впереди! Мой опыт не исключение: в моём портфолио немало самых разных увлекательных проектов и историй, которыми мне хочется поделиться. Одна из них - моё сотрудничество с Фондом историка моды и коллекционера Александра Васильева, где я проходила стажировку в 2019 году, а в прошлом году - работала.
Думаю, многие музейщики согласятся, что, какими бы хлопотными ни были подготовки к выставкам, сама выставки воспринимаются как праздник посреди рабочих будней, когда протекающая в закульсие музея и не видимая обывателю работа вдруг выливается в публичное пространство и обретает форму какого-то события. Безусловно, и выставки в Фонде Александра Васильева для нас, его сотрудников, были праздником, которые разбавляли наши интересные, но всё же более спокойные рабочие будни :)
В Фонде моя основная работа заключалась в описании и каталогизации предметов коллекции (это было очень интересно, но об этом подробнее расскажу в следующий раз). Но я не ограничивала себя только этим кругом обязанностей и проявляла инициативу в других задачах, чтобы получить максимум ценных знаний, опыта и разнообразить свою работу.
В преддверии Рождества и Нового 2023 года Фонд Васильева готовил традиционную выставку для литовского города Висагинас, где с 2021 года хранится, изучается и описывается почти полумиллионная коллекция исторического костюма, собранная Александром Александровичем.
Висагинас - небольшой город на границе Литвы и Латвии с населением 18 тыс. человек, основанный и построенный в 1970-е годы как город-спутник Игналинской АЭС. В советские годы на работу сюда переводили кадры из других республик, преимущественно РСФСР. Многие из этих людей так здесь и осели, остались даже после восстановления Литвой независимости и продолжили работать на атомной электростанции. По этой причине сегодня Висагинас - самый русский город Литвы (русская диаспора составляет здесь половину населения), и Александра Васильева здесь очень хорошо знают.
По случаю Нового года Фонд решил показать жителям города костюм "прекрасной эпохи", то есть моды периода 1890-1914 гг.
За то, какой будет эта выставка, отвечала бессменный сотрудник Фонда Раиса Маркова. И хотя её должность звучит как "экспозиционер" (специалист, который в основном решает вопросы дизайна экспозиции так, чтобы предметы смотрелись наиболее выигрышно), на самом деле Раиса по факту выполняет в Фонде работу целого выставочного отдела: зачастую она предлагает темы выставок, продумывает повествовательные нарративы каждой экспозиции, самостоятельно подбирает наполнение каждой выставки, затем продумывает, как будет решено пространство выставки - разграничено на смысловые группы, выстроено в соответствии с нарративами. И, разумеется, монтирует тоже сама. Большинство выставок Фонда - именно её работа.
Экспозиция получилась очень красивой, и мне, визуалу от природы, захотелось её отснять. Но, вопреки красоте костюмов эпохи модерн, была одна проблема - крайне сложный интерьер. Выставка располагалась в актовом зале городского Центра культуры, устроенного в здании бывшей типовой советской школы. И хотя в здании был сделан ремонт, до актового зала он почему-то не дошёл :( Так что масштаб бедствия и стилистического несоответвствия можно представить.
Но решение проблемы пришло совершенно случайно, когда в день вернисажа режиссёр по свету случайно отключил верхнее освещение, оставив только несколько прожекторов. Так что делюсь лайф-хаком: проблему таких неэстетичных пространств - хотя бы для съёмки - можно решить с помощью света.
Оставалось только каким-то образом найти возможность выйти на этого самого техника по свету и попросить его прийти в день съёмки, чтобы поиграть с освещением для разных кадров. К счастью, на вернисаже сошлось всё: я разговорилась с девушкой, которая оказалась заместителем директора КЦ по вопросам культуры и с радостью согласилась помочь.
Так я воспользовалась своим "административным ресурсом" и сделала эту кинематографично-театральную съёмку костюма эпохи модерна из коллекции Фонда Александра Васильева :) Кстати говоря, свет не только добавил театральности и атмосферности самим снимкам, но и превратил обычные манекены в образы и характеры.