Найти тему
Сергей Михеев

Они не смогли оказаться самостоятельными

Восемь немецких компаний потребовали от своего правительства возместить убытки в связи с уходом с российского рынка. Среди них Siemens, Volkswagen, Wintershall. Сказали, что они потерпели большие убытки, и требуют из немецкого федерального бюджета их компенсировать. Якобы их инвестиции в Россию были защищены инвестиционной гарантией правительства Германии, а теперь требуют миллиарды из этих гарантий.

Сергей Михеев: Смешные люди.

Почему? Может быть дороги перекроют.

Сергей Михеев: Надо было думать, когда всё это происходило. Надо было думать об экономике Германии, о своем народе, о рабочих местах, о своих доходах. Рынок вы потеряли - кругом одни китайцы. В России выплачивать вам никто ничего не собирается: ушли и ушли. От вашего правительства ничего не дождётесь. Может быть они по закону что-то могут отсудить.

Там была такая программа, но, когда они выходили из России, Шольц свернул её. Будут суды, и неизвестно, чем закончится. Volkswagen некоторое время назад предупредил, что производить машины в Германии им невыгодно, потому что большие затраты. Ещё какой-то немецкий концерн предупредил, что сворачивает своё производство из-за убыточности. Восемь немецких крупных компаний подали иски к правительству - требуют госгарантии на проекты, которые они свернули в России по требованию немецких властей. Общая сумма требований оценивается в €2,8 млрд.

Сергей Михеев: Не так уж и много. Мы привыкли их считать очень умными, расчётливыми, системными. Это тяжёлая стратегическая ошибка со стороны руководства этих предприятий, со стороны политического руководства Германии. Теперь они требуют компенсации. Сомневаюсь, что им ее дадут. Потому что, если им дадут эти деньги, это будет прецедент. Значит, потянутся все, кто работали на российском рынке и с присоединением к санкциям получили проблемы. Если в Германии это можно, то еще кто-нибудь начнет.

К вопросу о мудрости и способности отстаивать интересы западных предпринимателей, которых нам долго ставили в пример. Крупнейшие автомобильные гиганты работают десятки лет. Люди, многое пережившие, вдруг споткнулись на такой простой вещи, когда надо было сначала подумать, а потом бежать выполнять, что им сказали.

Это вопрос о мировой архитектуре власти. Все считают, что сейчас якобы более мягкие времена, чем в середине XX века, нет откровенной политической диктатуры, и даже Запад вроде как показывает примеры демократии. Смотрите, как они отстроили крупнейшие гиганты! Почему? Потому что на самом деле действует скрытая, очень жёсткая, тоталитарная глобальная власть. Они не смогли оказаться самостоятельными. То ли не додумали, то ли испугались пойти поперёк, и сейчас робко просят компенсации. Это к вопросу о понимании того, в каком реальном мире мы живём. Все весёлые картинки, что мы «живём в новой эпохе, где всё свободно и мягко» - это иллюзия. Пример этому - крупнейшие гиганты, транснациональные корпорации, которые имеют многолетнюю историю, многомиллиардные обороты,- просто испугались. Значит, есть чего бояться. Значит, реальные механизмы власти в мире и на Западе не те, что обычно презентуют в своих рекламных роликах про «демократию, новое мышление».

Теперь пусть думают, что им делать, как делать, могут или не могут они вернуться. Эти деньги потери у российского рынка не компенсируют, потому что речь идёт об упущенной выгоде, предположим, нам. Если её посчитать на годы вперёд, их вытеснили, и смогут ли они вернуться - не знаю. Пока условий для их возвращения нет. А речь идёт не об одномоментной потере прибыли, а о процессе, о перспективах. У них здесь были заводы, продавали тысячи автомобилей, пользовались заслуженной популярностью.

А китайцы тем временем подтянутся: чем больше будут продавать, тем больше будут набираться опыта, вносить конструктивные изменения - и научатся. У европейцев замечательный опыт, но они допустили политическую ошибку, повелись на поводу у своих неглубоких политиков. «Шольц сказал». Кто такой Шольц? Пустота. Эти концерны существуют почти столетие, и сколько таких «Шольцев» было за это время! Однако испугались: значит, не в Шольце дело, а еще в чем-то. Впредь будут думать. Европейцы обмельчали по всем параметрам.