Эстетика Свято-Успенского монастыря в Бахчисарае.
Очередной пещерный монастырь Крыма. Тоже очень древний, как и в Инкермане. Историки относят первые упоминания к 8 веку.
Сама территория монастыря внушительных размеров и находится в ущелье между двумя скалами. Ущелье носит очень интересное название «Марьям-Дере» Дословно можно перевести, как ущелье святой Марии.
Существует несколько версий того, как был основан монастырь. Есть полулегендарные, а есть вполне исторические.
Вот, например, версия про борьбу с иконами в Византии мне кажется вполне обоснованной.
Был такой период в истории Византии, когда иконы были приравнены к идолопоклонству. И разными способами целенаправленно уничтожались. Были и не согласные. История рассказывает нам про монаха Михаила, который смог тайно забрать иконы и с ними уехать в долгие скитания. Привели Михаила они в Крым, где он селится в пещерах и основывает монастырь.
Конечно, есть и другие версии. Они уже основаны больше на легендах.
В одной из них, героем является пастух, тоже кстати Михаил. И вот он, пас очередной раз скот в ущелье и видит свет на одной из скал, настолько яркий, что аж слепит. Решил Михаил добраться до источника света, залез он на гору, где в одной из пещер стояла икона Девы Марии. Почесал репу пастух и решил забрать икону к себе домой. На следующий день он проснулся, а иконы и след простыл.
Вернулся Михаил в то же самое место, где нашёл икону, и о чудо! Она была там.
Вот так Михаил каждый раз икону забирал к себе, и каждый раз она бастовала и возвращалась к себе домой.
Поэтому и построить храм решили на том месте.
Там ещё легенда про змея есть, который жрал бедных крестьян и не только... Суть я думаю понятна.
А вот история с иконоборчеством – мне кажется более, чем логичной.
Чудом не был разграблен в период захвата Крыма Османской империей, напомню, что это 1475 год. И это реально чудо, учитывая так же тот факт, что монастырь находится сразу за Бахчисараем. А этот город, как известно, являлся столицей Крымского ханства. Монастырь был в тот период главным оплотом христианства на полуострове.
А вот в революцию был разграблен, и это конечно, существенно навредило ему.
В конце 18 века христианам всё-таки пришлось покинуть обитель и эти земли из-за усиливающегося давления на них.
Местные христиане написали Екатерине 2 прошение с просьбой о переселении в пределы империи.
Получили согласие и были переселены из села, которое находилось в ущелье с названием Мариамполь в будущий город Мариуполь.
Вот как интересно получается, в основном переселенцы были греками. А руководил этой операцией сам Суворов.
В годы Крымской и Великой Отечественной, монастырь выполнял функции госпиталя, поэтому рядом есть соответствующие кладбища, которые я тоже посетил. После войны на его базе был психдиспансер и только в 93 году его начинают восстанавливать.
Вот такие легендарные места есть у нас в Крыму, друзья.
Прошёлся и мимо территории служителей обители. Сейчас здесь проживает около 60 человек. У них есть свои виноградники, поля, скотина. Выпечка монастырская очень вкусная и уже на подступах к нему, так и манит своим душистым ароматом.
Монастырь сегодня является самым крупным на полуострове и это сразу понятно, когда воочию всё это видишь.
Но, а я.... иду дальше. В сторону легендарного Чуфут-Кале.