Найти тему

Публичная жестокость по отношению к животным. Как решить эту проблему?

Недавно иду по улице, параллельно со мной - мама лет тридцати и сын с маленькой кудлатой собачкой на поводке. Собака остановилась около дерева, чтобы понюхать что-то интересное. Маленький хозяин начал хлестать её тонким ремешком. Ударил раза три. Я в шоке замерла, остановилась и посмотрела ребёнку в глаза. Он как будто понял, что я возмущаюсь и вломил собачонке ещё пару ударов - демонстративно, будто-то назло мне.

Вечер выходного дня. Центральная пешеходная улица. Толпа праздно бродящего народа, сующаяся по кафешкам и бутикам. Ни один не обратил внимания на акт публичного садизма. Уже неделя прошла, а я помню этот эпизод. Поэтому хочу высказаться.

Почему дети проявляют садистскую жестокость

"Не знаю, в кого он такой безжалостный!" - говорят мамы юных живодёров. В большинстве случаев садизм - это повторение модели поведения, которую ребёнок увидел в семье. Если у ребёнка нет опыта насилия, он не может стать насильником. Он это где-то увидел, то есть, кто-то из членов семьи это показал.

Когда насилие - норма, это прёт из всех щелей! Но лезть в чужую семью нельзя. Нельзя нарушать границы. Мальчик бьёт собаку, мама стоит рядом, смотрит и никак не реагирует на насилие. В здоровой семье мать моментально дала бы обратную связь: "Так нельзя! Это же не игрушка, а живое существо!" Психологически здоровая мама должна была декларировать недопустимость причинения боли другим существам. Но мама просто стояла рядом. Курила.

Я нарушила границы. Это было неправильно с точки зрения психологии и педагогики. Но я не могла молчать.

"Она же маленькая! Неужели ты не понимаешь, что ей больно? Животные - как беспомощные дети. Может, твоя собака хотела бы заплакать от боли, хотела бы позвать свою маму на помощь, только её никто не защитит и не спасёт. Ей некому помочь!" - высказалась я.

"Ой, да что вы, женщина! Это собака! Мы её так воспитываем!" - вступилась мамаша. "А сына своего вы тоже так воспитываете - побоями?" - продолжила я нарушение границ. "Да ни разу в жизни его не ударила!" - и с этой фразой до моего носа донёсся жёсткий перегар. Если мать ни разу не ударила сына, вряд ли она сможет спокойно смотреть на то, как сын хлещет тонким поводком маленькое собачье тельце. В этой семье побои и боль не считаются чем-то из ряда вон выходящим.

Чем опасно вмешательство в частную жизнь насильников

Я довольно часто вижу проявления родительского садизма в публичных местах. Однажды увидела сцену материнского насилия в супермаркете. Молодая мама тащила за руку трёхлетнюю дочку. Дочка была явно утомлена или плохо себя чувствовала, хныкала и канючила "мама, я устала". Но маме было плевать. "Ты меня достала своим нытьём! Устала? Оставайся одна!" - с этими словами она отшвырнула слабенькую ручонки малышки и бодрым взрослым шагом отправилась в одном ей известном направлении. Девчушка завопила от ужаса.

В тот день я отправилась за продуктами вместе с близкой подругой, опытным психотерапевтом. И первой моей реакцией на инцидент стала фраза "вот так и происходят психотравмы". "Может, одного такого эпизода для травмы мало, но, как правило, однократным такое поведение матери не бывает. Когда мама вот так бросает маленького ребёнка, который полностью от неё зависит, ребёнок сталкивается с бессознательным страхом смерти. И нескольких раз достаточно, чтобы сформировалась психотравма. Потом на лечение понадобится лет пять, если не больше", - прокомментировала сцену подруга.

"Слушай, а как должны себя вести прохожие в этом случае? Ребёнок рыдает от отчаяния. Мамаша делает вид, что ей плевать. Покупатели даже не обращают внимания. Подумаешь, мамаша бросила орущего ребёнка! Что такого? Но это же ужас!" - не успокаивалась я.

"Ужас, Лиз! Но есть такой психологический феномен. Если у матери тяжёлая психотравма, а ты начнёшь её учить жизни, она придёт домой и может совершить с ребёнком что-то ещё более ужасное. Это будет проявление агрессии в твой адрес. Так она, используя ребёнка, будет мстить, что ты вторглась в её семью. Но вот что нужно знать обязательно! В здоровом обществе плачущих детей не оставляют в одиночестве. К ним обязательно подходят и утешают. То, как повели себя несколько десятков покупателей этого магазина, многое говорит о психологическом здоровье общества, в котором мы с тобой живём".

Я не знаю, как защитить животных и маленьких детей

Я веду каналы в Дзен почти 4 года. И на первом своём канале я много писала о насилии в семье. И каждый раз в комментарии слетались матери-садистки, которые защищали своё право бить и наказывать детей.

Одновременно с этим в обсуждениях были сотни комментариев от бывших детей, над которыми издевались матери. Многие из них ненавидят этих матерей и клянутся, что никогда не забудут и не простят невыносимую детскую боль.

Есть три психологических реакции в случае детской травмы насилия. Первая реакция - стокгольмский синдром и оправдания насилия родителей. "Я благодарна матери, что била. Человека из меня вырастила" - это самый тяжёлый невроз. Вторая реакция - лютая ненависть и невозможность высказать матери всё, что наболело. "Никогда не прощу! Но я сделаю всё, чтобы мои дети никогда не оказались жертвами насилия. Хотя, если честно, пока не очень получается" - тоже ужас, но хоть какая-то осознанность!

Третья реакция возможна после длительной работы с травмой. Самостоятельно это удаётся редко. Нужна помощь психотерапевта. Психологической поддержки в таких случаях бывает мало. Нужно лечение душевных ран специальными терапевтическими методами. Психологов этому не обучают.

Я думаю, что если бы вокруг было больше людей, которые дозрели до обращения к психотерапевтам или хотя бы к психологам, не было бы такой безучастной, жестокосердной толпы.

Я представляю себе такую фантастическую картину. Иду я по улице, параллельно со мной идут тридцатилетняя мамаша и сын-подросток с кудлатой собачкой на поводке. Сын ударил собачку, и вся толпа, идущая по улице рядом, в едином порыве возмутилась и посмотрела на эту семейку с осуждением и презрением.

И когда бы был такой общественный резонанс, возможно, мало кому захотелось бы позориться. А пока всем плевать, страдают и дети, и собаки. Никому нет дела до насилия. Насилие - это норма. И если какой-нибудь бугай начнёт избивать на улице старушку-мать, у меня будет догадка, почему это стало возможно. Всё из детства.