51,7K подписчиков

"Дорогой мальчик" (СССР, 1975) и "Проделки в старинном духе"(СССР, 1986): разные фильмы, разные мнения

Проделки в старинном духе. СССР, 1986. Режиссер и сценарист Александр Панкратов (по мотивам ранних рассказов А.Н.Толстого).

Проделки в старинном духе. СССР, 1986. Режиссер и сценарист Александр Панкратов (по мотивам ранних рассказов А.Н.Толстого). Актеры: Дарья Михайлова, Владимир Самойлов, Николай Трофимов, Михаил Кононов и др. 15 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Александр Панкратов поставил семь полнометражных игровых фильмов.

Эта костюмная комедия, действие которой разворачивается в 1812 году, была тепло встречена зрителями и прессой.

Журналист Нонна Светлова писала в «Спутнике кинозрителя», что в «заразительно веселую кутерьму вовлечет нас эта комедия в старинном духе. … (авторы) надумали решить ее как комедию национальных характеров, используя при этом ряд мотивов из русской классической литературы. И, надо сказать, им это удалось» (Светлова, 1986: 14).

Зрители XXI века, как правило, относятся к этой комедии позитивно:

«Фильм понравился, особенно на фоне перестроечных фильмов… Начало и финал особенно удались» (Сибиряк).

«Отличная водевильная комедия. К сожалению, малоизвестный и недооцененный фильм… А ведь каковы типажи, актёрские работы – Самойлов, Трофимов! Кононов блистает в роли заезжего авантюриста. А Виноградов тоже хорош, коронный номер – невеста в церкви» (Адрос).

«Почему–то раньше не видела этот фильм, сегодня посмотрела и получила огромное удовольствие и массу положительных эмоций! Все актеры на высоте... фильм для поднятия настроения!» (Анастасия).

Киновед Александр Федоров

Проделки в старинном духе. СССР, 1986. Режиссер и сценарист Александр Панкратов (по мотивам ранних рассказов А.Н.Толстого).-2

Дорогой мальчик. СССР, 1975. Режиссер Александр Стефанович. Сценаристы Сергей Михалков, Александр Стефанович (по одноименной пьесе С. Михалкова). Актеры: Сергей Крупеников, Александр Елистратов, Георгий Вицин, Владислав Стржельчик, Сергей Мигицко, Ирина Азер, Леонид Оболенский, Александр Белявский и др. 13,7 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинозалах.

Проделки в старинном духе. СССР, 1986. Режиссер и сценарист Александр Панкратов (по мотивам ранних рассказов А.Н.Толстого).-3

Режиссер Александр Стефанович (1944-2021) всю свою творческую жизнь снимал развлекательные фильмы.

В этой развлекательной ленте Александра Стефановича «Дорогой мальчик» были пародийно перемешаны жанры боевика, комикса и мюзикла (композитор – Давид Тухманов) с использованием анимации и «клиповых» съемок. По ходу сюжета гангстеры похищали сына советского дипломата вместе с сыном американского миллионера…

В какой–то степени эта работа А. Стефановича отражала тенденции разрядки в отношениях между СССР и США, так как сама пьеса Сергея Михалкова была написана в куда более традиционном контрпропагандистском ключе…

Мнения зрителей о «Дорогом мальчике» до сих пор практически восторженно–ностальгичные:

«Когда вышел в прокат этот фильм, мне было 10 лет. Для советских детей с окраины Советского союза это было кино о невероятной жизни. Я впервые узнала, что существуют собачьи консервы, и это воспринималось как шутка, пародия, это не могло быть правдой для советской жизни. Красивая картинка, герои, одежда, автомобили, трейлер в котором можно жить, девушка на мотоцикле – нам, советским детям все это казалось каким–то веселым вымыслом, тем, чего не может быть на самом деле. Мы почти всем классом после уроков ходили в кинотеатр, билет стоил 10 копеек на детский сеанс. Показ фильма длился месяц, я посмотрела сеансов 10–12, и это не было рекордом. Мы запоминали тексты песен. потом переписывали их друг у друга, весь класс обсуждал фильм, мы мечтали оказаться в этом сказочном мире. Сегодняшним языком этот фильм можно назвать прорывом, не понимаю, как его вообще выпустили в прокат в то время. Он не советский и не патриотический, но очень забавный, красочный, светлый – конечно это детские воспоминания, но они остались со мной на всю жизнь» (Цыкута).

«Пьеса Сергея Михалкова несла ярко выраженный идеологический посыл – показать преимущества советского образа жизни по сравнению с "гнилым" Западом, где воруют детей для получения выкупа с родителей, где тратят время и средства на столь "абсурдные" занятия, как производство фаршированных косточек для собак, где террористы взрывают самолеты (советские–то, по счастью, никто не взрывал) и т.д. Однако Александру Стефановичу удалось по такому сценарию снять совершенно "антисоветский" фильм. Помню, как нам, мальчишкам 1970–х, бросилось в глаза невиданное дотоле разноцветье неоновых огней в кадрах ночного города, пестрота этикеток на всех этих бутылочках и баночках с диковинными названиями "виски" и "джус". Динамические комиксы, впервые, появившиеся в нашем кинематографе. Замечательно стилизованные песни на музыку Давида Тухманова и слова Леонида Дербенева. В результате, после такой картины захотелось увидеть заграницу воочию. На выбор мною своей профессии, связанной с разъездами по миру, именно этот фильм и оказал решающее влияние. И хотя сегодня он кажется наивным, а увиденная в иных странах реальность оказалась намного более яркой, чем киношная, я по–прежнему испытываю чувство самой искренней признательности к его создателям» (Александр).

«Фильм–легенда, открывший прежде невиданный Запад советским детям 70–х годов. С. Михалков писал сатиру на "буржуазное общество", а благодаря замечательной режиссуре, великолепной работе оператора и прекрасной музыке Д. Тухманова получилась настоящая реклама иной, неизвестной нам жизни» (Алекс–историк).

«Фильм был снят в абсолютно новом для советского кино (и похоже, что не только советского) "клиповом" стиле. Смысл сюжета пьесы Михалкова изменился до неузнаваемости – из образцово–показательной пионерской истории получился экшн в "духе Вудстока" – хипповый хэппенинг:) PS. Режиссер фильма однозначно видел "Забриски пойнт"» (Первокурсник).

«Да, тяжело быть объективным и не отдавать дань ностальгии, пересматривая этот фильм. Но все же, оглядываясь назад, я вижу, что именно после просмотра этого фильма, во всем его великолепии, вместе с музыкой, словами, игрой актеров, вмонтированными комиксами и прочей психоделикой – в мальчишках 70–х сформировался тот самый образ Америки, идеализированной Америки, про которую потом споет Бутусов. С технической точки зрения, на мой взгляд, фильм сделан вполне на уровне своего времени, с поправкой на страну происхождения. Песни, исполнение, оркестровка и пр. – это Тухманов, и это как марка качества» (JPC).

Киновед Александр Федоров