Последний из Йорков по мужской линии Эдуард Уорикский с 10-летнего возраста был узником Тауэра. Неудачная попытка Джона де ла Поля и виконта Ловелла выдать за него Ламберта Симнела для заговорщиков закончилась гибелью, а для юного Тедди более суровым заключением.
Неизвестно, сколько прожил бы последний из Йорков под рукой Генриха VII Тюдора. Но его судьба решалась при европейских дворах и была связана с именем еще одного самозванца-Йорка – известного в истории как Перкин Уорбек.
В 1491 году этот 17-летний юноша из Франции по торговым делам оказался в Ирландии, в городе Корк. Здесь всё еще были сильны антитюдоровские и йоркистские настроения. Точно неизвестно, как было решено наименовать Уорбека Ричардом Йоркским, но уже в 1492 году самозванец под этим именем спровоцировал войну между Англией и Францией.
Ах да, два слова об имени. Ричард Йоркский – младший из двух принцев Тауэра, сын Эдуарда IV. Приблизительно ровесник Перкина Уорбека. Уж похожи они были или нет, кого тогда это волновало? Да и кто мог бы уже определить спустя 8 лет после исчезновения настоящего Ричарда?
Итак, Карл VIII Французский пригрел в своем королевстве нового претендента на английский трон. Тогда шла сложная партия за Бретань и каждый козырь в этой игре считался ценным.
Разобиженный Генрих VII высадился с армией в Кале и подступился к Булони. Впрочем, война не продлилась дольше трех месяцев. Два соседа быстро помирились. Одним из условий мира стал отказ Карла VIII от поддержки претендентов на английскую корону. Перкин Уорбек перебрался к герцогине Бургундской Маргарите.
При дворе этой неизменной противницы Тюдоров Уорбек стал именовать себя Ричардом IV. Император Максимилиан определенно не возражал против такого козыря теперь уже в своем рукаве.
С 1493 года по 1497 год Генрих VII жил под постоянной угрозой вторжения самозванца. Если тот сможет заручиться поддержкой извне и при наличии заговора внутри королевства Тюдору грозила реальная опасность.
Пару раз Уорбек таки вторгался в Англию. Его поддерживали то во Фландрии, то в Шотландии. При дворе Генриха VII также запахло заговором. И кто оказался в его эпицентре? Уильям Стэнли! Один из братьев Стэнли, приведших при Босворте Генриха VII к короне. В 1495 году Уильяма Стэнли казнили.
В 1497 году Лжеричард высадился в Корнуолле. Ему удалось собрать толпу в несколько тысяч плохо вооруженных крестьян. На подавление мятежа двинулась королевская армия. И тут Уорбек проявил себя не лучшим образом – он попросту бросил своих сторонников и бежал. Впрочем, его вскоре схватили.
Наконец-то в руках у Генриха VII оказался его многолетний кошмар. Хитрый Генрих не отправил Уорбека на плаху. Он заставил его прилюдно признаться в самозванстве и оставил при себе как доказательство. Чтобы не возник Лжеричард II и так далее. Так двор Тюдоров пополнил коллекцию разоблаченных самозванцев.
Однако Уорбек не использовал шанс на жизнь, как это сделал Симнел. В июне 1498 года он попытался бежать. Был схвачен и помещен в Тауэр. Вот тут-то он и столкнулся с Тэдди Уориком.
Несчастный сын герцога Кларенса сидел в Тауэре уже больше десяти лет. Источники свидетельствуют, что 24-летний молодой человек в темнице слегка повредился разумом. А может быть, оторванный от общества, просто отставал в развитии.
Вот этого-то бедолагу Уорбек и подбил готовить побег из Тауэра. А может быть к этой истории приложили руки провокаторы – у Тюдоров подобные подходцы были в чести.
И ладно бы просто побег, а то ведь, как водится в династических конфликтах, побег с последующей претензией на трон. Тэдди-то, в отличие от Уорбека, был из настоящих Йорков.
Заговор был раскрыт. Оба заговорщика предстали перед судом. Приговор однозначный – смертная казнь. Уорбека казнили 23 ноября 1499 года. Последний из Йорков Эдуард Уорик был обезглавлен 28 ноября 1499 года.
Эпилог
На этой казни история борьбы Тюдоров с конкурентами не прекратилась. Еще были живы три брата де ла Поли, старшая сестра казненного Уорика и ее дети, потомки младшего сына Эдуарда III Томаса Вудстока, сын Екатерины Йоркской (дочери Эдуарда IV). Едва ли не все они в период с 1513 по 1541 годы пали от рук Генриха VIII Тюдора.
Последней смертью этой династической зачистки можно считать казнь Маргарет Поул графини Солсбери (старшей сестры Эдуарда Уорика) 27 мая 1541 года. 68-летнюю даму то ли с восьмого, то ли с десятого удара обезглавил неопытный палач.
Но всё это история уже другого столетия. Да она тогда уже и не определяла политики в Англии. Я счел возможным очертить рамки династической борьбы между Ланкастерами, Йорками и Тюдорами периодом 1399-1499 годов – от первого Ланкастера на престоле до последнего Йорка по мужской линии.
Потому и цикл очерков про себя называю «Столетняя вражда. Йорки против Ланкастеров». Честно говоря, он стал неожиданным для меня самого. И наверняка не состоялся бы в таком виде, не будь такой поддержки и внимания от читателей. За что я вам очень благодарен.
Цикл закончен, но тему я не забрасываю. Как минимум, нужно поговорить о книгах, в которых история династических войн в Англии XV века изложена куда как более подробно, чем это сделал я. И очень уж много всякого интересного осталось в стороне от этого беглого, фактически ознакомительного сборника очерков.
Все публикации на тему Войн Роз в подборке: