Найти тему

Мой дед говорил: «Если у тебя была Волга, то ты считай государственник» На чём рассекали главные Боссы в СССР

Оглавление

Почему в СССР так популярна была именно Волга? Насколько круто было иметь машину в принципе? Сколько было машин тогда в сравнении с нынешним временем?

Старая Волга – самый красивый и желанный проект советского автопрома. То есть первый в популярном ныне ТОПе «авто СССР». Почему наиболее прославленной у наших бабушек и дедушек, а потом мам и пап был именно этот железный конь? Мой дед говорил: «Если у тебя была Волга, то ты считай государственник». Кем считали люди обладателей авто в эпоху, когда автовладельцев почти не было? Мы рассмотрим все это ниже.

Выпускалась наша ласточка на Горьковском автозаводе с 1956-го по 1970-й год. Всего было произведено 639 478 экземпляров. Потом была уже другая («плоская») Волга, но и ее мой товарищ любил больше прочих (а ведь автопарк у него хоть и медленно, но обновлялся)…

Просторность пассажирского салона и багажника

Ничего не задеваешь головой (даже, если под 2 метра ростом). Колени ни у кого из задних пассажиров не упираются в передние сиденья. Да и багажник высокий. Если кто из наших мам или пап еще помнит такси конца 50-60-х, знает, что влезали чемоданы и сумки всех пассажиров! Приятный надежный руль! А ширина пассажирской части кузова (салона)? Сколько влезало сзади?

Повышенный именно для того времени комфорт

Дорогая на вид отделка! Если разложить сиденья для сна (на Волгах 2-й серии есть 2-этажные салазки, приводимые в работу педалькой), то лишь старую Волгу можно назвать стандартным диваном в полном смысле этого слова. Даже 2-метровый человек (если по диагонали) мог вытянуться на таком спальном месте полностью. Да и багажник высокий. Если кто из наших мам или пап еще помнит такси конца 50-х – 60-х, то знает, что влезали чемоданы и сумки всех пассажиров! Солидные дверные ручки! А материал сидений? Это просто никому не дано забыть.

-2

Даже 24-я модель оставалась грезой и легендой большинства мужчин определенного круга, ярко обозначая статусность владельца (машина партийного аппарата и большинства членов правительства). Эта модель осталась знаком явной или тайной власти даже ближе ко времени распада СССР. На Волгах «рассекали» 1-е секретари всяких исполкомов, боссы заводов, сотрудники Комитета Госбезопасности, так называемые заграничные работники, представители сферы торговли (чаще с сомнительной репутацией). Ну, а еще и воры в законе. Авто рождало миф.

Представительский дизайн: авто не для простаков

Шедевр ГАЗ моделей 21, 22 и 23 («старая Волга») с улицы привлекал взгляды всех от мала до велика. До него ничего подобного в советской стране не было. За рубежом было – Ford Mainline.

1-й вариант Волги был крылатым по принципу Cadillac. Но уже в начале 1960-х заокеанские легковушки избавились от всех этих барочных изысков. Мировая автомобильная мода выдвинула более демократичные стандарты красоты. Кузова, кстати, стали проще и элегантнее. Ну, а, значит, и динамичнее. Время продиктовало дизайнерским коллективам ГАЗа переделывать новинку уже с учетом сменившихся (в сторону простоты и динамичности) реалий.

Если уж про то пошел разговор, то концепция менялась ежегодно! Рисунки 1961 г. вовсе не походили на наброски 1963-го. Над ласточкой трудились аж 2 конкурирующих коллектива…

-3

ГАЗ-21, 22, 23 по аэродинамике не уступал никому

Испытания тех лет показали, что перечисленные модели Волги уступали лишь одной машине – да и то она была в гараже всего у одного советского гражданина. У Леонида Ильича Брежнева. Волга даже 1956-1970 гг. выпуска разгонялась до 100 километров в час довольно быстро. В этом можно убедиться во многих лихих сценах советских «экшнов»… Авто выдерживали любые виражи, погони и перегрузки. А уж что с ними делали в известной комедии Гайдая – представить страшно.

Сегодняшняя Волга

В XXI столетии вышла с конвейера всего одна (и весьма лимитированная) разновидность той марки – Volga Siber (2008-2010). Сайбер мало чем отличается от «массы». На что намекает имя Siber? Дурацкий компромисс меж Сибирью и Sebring. Это что-то совсем незаметное для сегодня…

-4

Сколько же машин было в разные советские годы

Но и ГАЗ-24 («плоская») все еще считался самым «представительским» в сравнении с иными произведениями советского автопрома и даже некоторой иностранной продукцией. Простор! Вот что долгое время подкупало даже человека 1983 года рождения (моего товарища), который с уничтожением «железного занавеса» мог выбирать из 50 русских и иностранных видов машин!

А уж до 1991 года таких как он были сотни по всему пространству бывшего Советского Союза!

Кстати, а о каком количестве владельцев речь? Сколько вообще автолюбителей было в СССР в сравнении, к примеру, с началом 2020-х? Это сравнение сразу дает ответ на вопрос, почему сегодня российские дороги – очаг особой напряженности. Авто могут позволить все. Тесновато…

В 1991 году автопарк доживающей последние дни РСФСР составлял всего 17 000 000 единиц. Это 59 машин на каждую тысячу жителей. И это против 60 500 000 единиц на конец 2022 года (315 машин на каждую тысячу жителей). То есть авто было почти в 4 раза меньше. Но сравнение с 1991 годом это еще не самое крутое сравнение. Ведь к тому времени уже появилось много кооператоров и слишком большое количество чиновников с «длинными» связями (то есть проезжие части, по сути, уже были переполнены – слишком много для количества времен СССР)…

-5

А что если сравнить сегодняшнее количество авто с одним из «золотых» (60-х) годов? Давайте, для примера с 1963-м (когда по статистике в СССР было меньше всего больных и умерших, чем где бы то ни было, а экономика так вообще побила все известные когда-либо мировые рекорды).

Выяснится, что вообще в 10 раз меньше, чем в 1991-м или почти в 40 раз меньше, чем в 2022-м! Говоря проще, на каждую тысячу советских граждан около 6 машин! Вот уж точно не было проблем с парковками. Учитывая количество квартир в самых больших домах тогдашних лет, именно столько машин можно было заметить во всем небольшом квартале! Все иное мотоциклы.

И кем же были в 1963 году эти 6 человек для 994 остальных граждан из этой тысячи? «Заслуженными людьми (ветеранами войны и труда?)». «Важными функционерами?». «Блатными?». Очень хочется верить, что 3-й категории среди владельцев, к примеру, божественной ГАЗ-21 все-таки не было.

Не достойны они такого чуда. Как и многие ныне не достойны права иметь автотранспорт. Как дорожную систему не улучшай – проблемы ДТП и пробок останутся. Потому что у нас разрешено иметь легковушки, грузовики и миниатобусы всем, у кого есть деньги. А это в корне неправильно. В городах много общественного транспорта – такому числу людей, как сегодня, личный транспорт не нужен (он лишь подыгрывает престижу).

Любопытны сравнения реалий советского прошлого и российского настоящего? Записывайтесь в ряды моих фолловеров. Комментируйте этот и другие подобные тексты!