Граждане предприниматели, самозанятые и прочие интересанты, а как вы платите за товары и услуги?
Вы точно платите по реквизитам, прописанным в договоре и счёте на оплату? Или по просьбе милых, но настойчивых менеджеров перечисляете деньги на карты, принадлежащие непонятно кому?
Расскажу вам историю о том, как делать нельзя.
Предприниматель заказал у поставщика мраморные заготовки под памятники. Путь до конечного покупателя у мрамора довольно долгий. Сначала мрамор добывают в карьере, затем производитель придает ему форму будущего памятника и продает такие заготовки оптом. Оптовые покупатели уже продают готовые памятники обычным гражданам.
Ошибка первая. Не указываете банковские реквизиты в договоре.
В нашей истории покупатель и поставщик не прописали в договоре поставки банковские реквизиты для перечисления денег за товар.
Это плохо, так как вы сами создаете ситуацию, когда вам придется доказывать, что вы, честно-честно, перевели деньги своему контрагенту. ИП Семенов Иван Иванович и Иван Иванович С. - это точно одно лицо? А если вы вообще перевели деньги не Ивану Ивановичу, а некой гражданке Светлане Борисовне К. (а такое не редкость), как тогда связать ваши переводы с договором?).
Не делайте так. Всегда указывайте в договоре банковские реквизиты, чтобы потом не задаваться вопросом кому и за что вы перечислили деньги, и как это вообще связано с вашим договором.
Просто? Так почему вы этого не делаете?
Ошибка вторая. Не убедились, что перед вами представитель контрагента
Возвращаемся к нашей истории. Вся переписка по договору велась через Whatsapp. От имени поставщика переписку вел человек, который представился менеджером по продажам. Он сам нашел покупателя в мессенджере и начал вести переписку от лица поставщика. Всё, что было о нём известно - это имя (без фамилии и отчества). Согласитесь - немного. То есть по сути покупатель переписывался неизвестно с кем.
Вести переписку через Whatsapp и другие мессенджеры нормально. Это удобный способ быстро решить любую проблему. Но вначале убедитесь, что переписываетесь с представителем своего контрагента. Иначе, в случае любого спора, вам придётся доказывать, что эта переписка вообще имеет какое-то отношение к договору. А у поставщика будет лазейка, чтобы заявить, что ни о какой переписке он знать не знает и вообще нет у него такого сотрудника.
Вы можете смело переписываться в любых мессенджерах, но при одном условии: пропишите в договоре все контактные номера телефона, с которых вам будут писать работники вашего контрагента. Пропишите какие мессенджеры вы будете использовать в переписке. В идеале, укажите имена контактных лиц.
Забыли прописать в договоре? Не страшно. Пусть ваш контрагент напишет официальное письмо с контактами своих работников.
Ошибка третья. Вы не платите на официальные банковские реквизиты
В нашей истории стороны забыли прописать банковские реквизиты в договоре. Но покупатель получил от поставщика счёт на оплату, где банковские реквизиты были указаны. Думаете деньги ушли по этим реквизитам?
Ну, конечно нет. Это было бы слишком просто - перевести деньги туда, куда нужно.
Таинственный менеджер в Whatsapp (вы же помните, что мы о нём ничего не знаем?) попросил перечислить предоплату по совершенно другим реквизитам - на личную банковскую карту физического лица (помните про неведомого Ивана Ивановича С.? ему и переводим).
Покупатель послушно перевёл деньги и стал ждать заказа.
А ждать пришлось долго, потому что заказ несколько раз переносили. Покупателю это надоело и он потребовал предоплату вернуть.
Мистер-Икс из Whatsapp сначала долго согласовывал возврат денег с руководством, потом болел и, наконец, вообще перестал отвечать на сообщения.
И покупателю пришлось идти в суд.
Эта история закончилась благополучно. Нам удалось доказать, что деньги были перечислены именно за поставку товара и поставщик полностью вернул предоплату.
Но не всем так везёт. Иногда и рад бы помочь человеку, да не можешь.
Граждане, учитесь на чужих ошибках! Это всегда дешевле.
© Шевелева Е.А., 2023 г.