Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Дорогое удовольствие" (СССР, 1988) и "За прекрасных дам!" (СССР, 1989): две "перестроечные" комедии

Дорогое удовольствие. СССР, 1988. Режиссер Леонид Марягин. Сценарист Александр Розанов. Актеры: Сергей Мигицко, Лариса Кузнецова, Валентин Гафт, Олег Табаков, Георгий Бурков, Пётр Щербаков, Резо Эсадзе, Александр Вокач, Юрий Волынцев, Виктор Дёмин и др.

Режиссер Леонид Марягин (1937–2003) поставил 14 полнометражных игровых фильмов, и комедия «Дорогое удовольствие» - одна из самых популярных его лент.

Спору нет, в комедии Леонида Марягина «Дорогое удовольствие» немало едких сатирических уколов. Однако и комические ситуации, и сатирические колкости довольно однообразны и не отличаются особой выдумкой и хорошим вкусом. А финал картины вышел просто удручающим в своей назидательности.

...Бедняга-инженер со смехотворной заплатой идет на службу к дельцам, которые живо находят применение его «золотым рукам»... Сюжет, согласитесь, неплох для «Фитиля», короткой юморески. Но для фильма на полтора часа?

А если сюда добавить всесильного «папика» в исполнении Валентина Гафта, копирующего свою же собственную роль из «Воров в законе»? Вот и остается постановщику под занавес выпустить «коронный» козырь для «оживляжа» зрительского внимания: парад полуголых девиц, демонстрирующих «топлес» вокруг «дольче вита» российских нуворишей...

Из–за нескольких фривольных кадров комедия «Дорогое удовольствие» стала хитом перестроечного зимнего киносезона 1988/1989.

Киновед Александр Федоров

Кинокритик Алексей Ерохин (1954–2000) отнесся к этой ленте вполне доброжелательно, подчеркнув, что фильм «Дорогое удовольствие» «традиционная наша сатира, мягко переходящая в незлобивый юмор, что, видимо, неизбежно: разве можно на полном серьезе обличать атмосферные осадки и бичевать расположение планет? То же самое и с отечественным махинаторством, которое по своему постоянству явно может потягаться с законами природы. Одна надежда – на смену климата. Покуда же осталось только привычно подшучивать с разной степенью остроумия. Что и делается в фильме «Дорогое удовольствие» … Так что же – посмеялись и разошлись? А почему бы и нет? Или вы, в рассуждении валового удовлетворения чувства социальной справедливости предпочли бы, чтоб в финале дачку с пирующими барыгами оцепили милицейские «Волги», и бравые оперативники шустро защелкали наручниками? Невелика была бы кинодоблесть, учитывая наши реалии. И с этой точки зрения юмору «Дорогого удовольствия» не откажешь в трезвости» (Ерохин, 1988: 12–13).

Кинокритик Елена Стишова отреагировала на «Дорогое удовольствие» довольно кисло: «Есть в ней эпизод, ближе к финалу... Но до финала надо досидеть. А история — про то, как один талантливый инженер (С. Мигицко) обладал даром починять заглохшие автомобильные моторы и делал это сначала бескорыстно, из любви к искусству, а потом как–то нечаянно продал душу дьяволу по имени Вильям Тер–Иванов (опять В. Гафт),— эта история, на мой взгляд, рассказана пресно. Л. Кузнецова, О. Табаков, тот же В. Гафт и известный критик В. Демин, решивший попытать счастье в качестве кинозвезды, вносят некоторый оживляж. Но только в те эпизоды, где они заняты. Режиссер имел основания делать из этого сюжета социальную сатиру. Абсурдизм реальности почувствовал точно, а вот адекватный образный язык, язык смешного, ему не дался. Опорным эпизодом стала сомнительного вкуса сцена с полуголыми «вакханками», где скромняга герой наконец–то понимает «кто есть кто». Вот так, методом почти «обнаженной натуры», наповал обличается коррупция» (Стишова, 1989: 12).

А вот кинокритику Геннадию Масловскому (1938–2001) «Дорогое удовольствие» не понравилось совсем, и он на страницах журнала «Искусство кино» писал об этом фильме так: «Перед нами история о том, как бедные, но честные, талантливые, но наивные интеллигенты уморительно смешны и жалки в столкновениях с грубой действительностью, как последняя эксплуатирует их талант и наивность и как они хитроумны и изворотливы в стремлении во что бы то ни стало сохранить свою бедную честность. … В фильме царствует реприза – и потому сцена длится ровно столько, сколько хватает остроумных реплик у персонажей, так что ритм и темп действия складываются стихийно и как художественное средство отсутствуют. Впрочем, в «Дорогом удовольствии» есть один эпизод, где язык ленты меняется: на даче Тер–Иванова представлена шикарная жизнь со столами, ломящимися от продуктовых дефицитов, с доморощенными плейбоями и плейбойками и с гвоздем программы – представлением манекенщиц, одетых в исчезающие малые тряпицы. Здесь появляется и глубина пространства, и понятие о монтажной фразе, и особая тяга к укрупнению, фактурной детали, и даже поползновение к пластической символике. Так и представляется за кадром художник, которого посетило вдохновение. В общем, «Дорогое у довольствие» ничем не хуже и не лучше любой легкой комедии застойного периода и отличается от них только тем, что эта задержалась на одном из столов – то ли авторском, то ли редакторском, то ли начальственном – и вышла на экран во времена, когда общественная ситуация сильно изменилась. И если прежде это была бы рядовая продукция, то сегодня «Дорогое удовольствие» выглядит как актер, перепутавший спектакли: нынче представляют, скажем, «Зойкину квартиру» или даже «Самоубийцу», а он упорно играет «Пену» или даже «Стряпуху» – что само по себе смешно, но и неловко» (Масловский, 1988: 65–66).

Отзывы нынешних зрителей о «Дорогом удовольствии» далеки от единодушия:

«Самое смешное, что я тоже смотрел его в то же время, когда он вышел в прокат, и даже не один раз (и потом уже несколько раз – по телевизору, когда там еще не было рекламы вместо фильмов). Прекрасно помню настроение в зале во время просмотра – оживление у зрителей возникало постоянно! Фильм очень неплох – и в постановочном плане, и в плане подбора актеров. Он показывает две стороны тогдашней жизни – официальную, где простые люди живут очень непросто, в чем виновата отчасти "система", отчасти – и части довольно существенной! – они сами, и сторону жизни неофициальную, "теневую", где люди живут совсем по другим законам, и совсем на другом уровне ... В целом, конечно, это сатира на пороки тогдашнего общества – как государственных учреждений, так и его "отдельных членов", вместе, правда, образующих то, что в народе называется "мафией" ... И, хотя времена уже существенно изменились, благодаря своей сочной, колоритной, сатирически–заостренной постановке, динамичному сюжету, и прекрасной актерской игре, он отлично смотрится и сейчас, особенно людьми, заставшими то время в сознательном возрасте» (Р. Норман).

«Один из бесчисленных фильмов, созданных в первые годы перестройки и обслуживавших партийно–правительственную кампанию по усилению борьбы с нетрудовыми доходами. Даже если бы мне предложили оценить этот фильм по 100–балльной системе – всё равно поставил бы единицу А развесёлая компания – вкупе с ей подобными – которая тусила где–то за городом на лужайке – давно уже перебазировалась в фешенебельные клубы. И щелкопёры из отделов светской хроники гурмански смакуют мельчайшие подробности их тусовок» (В. Ландер).

«Полтора часа идиотизма» – вот самое подходящее название для этого «киношедевра»! Ещё несколько лет – и конструкторское бюро, в котором трудится главный герой, прикажет долго жить. Что ему тогда остаётся? Только ремонт автомобилей. Но мастерская сгорела со всем инвентарём – благодаря кристально честному слесарю Кузьмичу. Очевидно, Кузьмич был задуман как невероятно положительный герой. Но почему–то вызывает только крайнюю антипатию... Очень жаль что вырезали – уж эта неистребимая совковая традиция! – манекенщиц–топлесс. Они были единственным светлым пятном во всём этом «киношедевре» (К. Моррис).

Киновед Александр Федоров

-2

За прекрасных дам! СССР, 1989. Режиссер и сценарист Анатолий Эйрамджан. Актеры: Александр Панкратов–Чёрный, Александр Абдулов, Елена Цыплакова, Ирина Розанова, Ирина Шмелёва, Маргарита Сергеечева, Елена Аржаник, Сергей Степанченко и др.

Режиссер Анатолий Эйрамджан (1937–2014) начинал в 1970–х как сценарист. В 1980–х его комедийные сценарии «Самая обаятельная и привлекательная» и «Где находится нофелет?» успешно экранизировал режиссер Геральд Бежанов. Этот успех позволил Анатолию Эйрамджану задуматься о режиссуре, и, начиная с комедии «За прекрасных дам!» он стал снимать фильмы по собственным сценариям. Съемки проходили, как правило, очень быстро, поэтому А. Эйрамджану за 16 лет выпустить на экраны (в 1990–х – в основном на видео) 25 комедий, как правило, на любовную тему.

Первой из этих комедий Анатолия Эйрамджана стала «За прекрасных дам!».

В этом фильме А. Эйрамджан утверждал, что в СССР конца 1980-х годов хорошо жилось не только высокому начальству, но и работникам торговли и сервиса, наслаждавшимся видео-стерео, черно-красной икрой, золотыми безделушками за «пятнадцать кусков» и тому подобным тогдашним дефицитом. Вот почему простым инженерам не оставалось ничего иного, как переквалифицироваться в грабителей выше упомянутых лиц.

Впрочем, как грабители, так и их жертвы показаны в фильме с большим сочувствием. Потому я лично никакой сатиры в картине не углядел. К несчастью, и комедийных, по настоящему смешных ситуаций здесь тоже почти нет. По всему ощутимо, что фильм снят наспех. Игра талантливых актеров напоминает капустник клубной художественной самодеятельности. Ниже всякой критики звуковая фонограмма, выполненная откровенно небрежно. Словом, хорошего, как говорится, мало...

Киновед Александр Федоров

Мнения современных зрителей об этой комедии разные, но в целом позитивные (хотя есть и иные точки зрения):

«По сравнению с тем, что теперь называется комедией, – этот фильм шедевр. Сюжетец интересный, смешно, смотрится легко, хоть всё действие не выходит за рамки двух комнат, коридора и лестничной площадки. Можно сказать, что это лучшее творение А. Эйрамджана, да и Панкратов–Чёрный ещё не выходохся» (Илья).

«Один из самых смешных советских фильмов. Когда настроение на нуле, стараюсь посмотреть фильм, и сразу все хорошо. Когда вам плохо – лучшее лекарство от плохого настроения фильм «За прекрасных дам!» (Рита).

«Фильм "За прекрасных дам!» – чудо советского кинематографа! Посмотрев в 89–м в 12–летнем возрасте, до сих пор считаю его великим! А режиссер А. Эйрамджан, по сути, раскрывший в полной красе актера Панкратова–Черного, вообще, является, по моему мнению, величайшим кинотворцем советского–российского искусства, которого можно смело ставить в один ряд даже с Л. Гайдаем! "За прекрасных дам" – это шедевр» (Д. Дмитриев).

«Фильм прикольный, не пошлый – скорее тусовочный. Пересматривал – даже грабители на второй–третьей секунде просмотра не кажутся грабителями, и понятно, что все кончится хеппи–эндом. Еще одна особенность – иллюстрация "разгара перестройки", когда работники торговли зарабатывали столько, что, как сказал один из моих знакомых, зарплату они могли не получать» (Денис).

«Подскажите, пожалуйста, в каком месте там нужно смеяться?» (Эква).

Киновед Александр Федоров