Найти тему

Модель паровоза времён ГДР у которой отсутствует одна колёсная ось

Тут у меня произошёл скандал с одним моделистом о том, что всем привычная модель паровоза BR80 не соответствует оригиналу. А именно у части моделей BR80 отсутствует одна колёсная ось. Мне он пытался доказать, что все модели BR80 это прототипы реальных паровозов. И что в реальности паровоз BR80 c двумя осями был. В реальности же паровоза BR80 с двумя осями не существовало. Но почему вдруг стали делать модели паровозов BR80 c двумя осями? Давайте разберёмся.

Сначала, как всегда ликбез.

Класс паровозов BR80 - танк-паровоз (т.е. паровоз без тендера) с осевой формулой 0-3-0, строившихся в период с 1937 по 1928 год разными заводами для замены стареющих паровозов государственных железнодорожных линий, выполнявших маневровые работы на больших станциях.

Как видно из определения, BR80 это не один тип, а класс (как у большинства немецких серий). Но все эти паровозы были построены по единому стандарту, который и стал обозначаться как BR80. Всего было выпущено 39 таких паровозов, построенных на локомотивных заводах Юнга в Юнгентале, Union Gießerei в Кенигсберге, Вольфа и Гогенцоллерна. Достоверно известно, что на заводе Union было построено - семь экземпляров за номерами 006 – 012, на заводе Wolf - пять экземпляров (номера 013 – 017), на заводе Jung - также пять (023 – 027), а на заводе Акционерного Общества Гогенцоллерн (Hohenzollern) было построено 22 таких паровоза (001–005, 018–022, 028–039). Данные паровозы поступили в качестве маневровых в локомотивные депо Лейпцига, Кёльна, Берлина, Аугсбурга, Бреслау, Вюрцбурга, Гале, Гановера, Регенсбурга и Франкфурт-на-Майне. В редких случаях они выполняли мелкие грузовые и технологические перевозки между этими городами из небольших составов.

Паровоз BR80. 30-е годы XX века
Паровоз BR80. 30-е годы XX века
Паровоз BR80. Конец ХХ - начало ХХI века
Паровоз BR80. Конец ХХ - начало ХХI века

Во время второй мировой паровозы BR80 стали использовать для перевозки солдат и военного снаряжения на небольшие расстояния внутри Германии. В это время паровозы, которые использовались для этих целей стали массово перекрашивать в серый цвет, а начиная с 1943 в ещё более тёмный оттенок серого (равно как и другие локомотивы Германии тех лет). Несколько таких паровозов были утрачены в ходе боевых действий. Достоверно известно, что утрачен был паровоз за номером BR80 002.

Примерно так окрашивали BR80 в период Второй мировой. Фотография наших дней
Примерно так окрашивали BR80 в период Второй мировой. Фотография наших дней

После второй мировой войны 21 паровоз BR80 за номерами 001, 003, 004, 006-012, 017-027 оказались на территории ГДР (DR), а 14 таких паровозов за номерами 005, 013-016, 028-039 на территории ФРГ (DB). На дорогах DR подавляющее большинство таких паровозов использовалась на центральном вокзале в Лейпциге до 1962 - 1963 года, затем передавались в другие места и проработали до 1968 года, после чего такие паровозы передавались на промышленные предприятия или использовались в качестве локомотивов ремонтных поездов. Последние уцелевшие паровозы BR80 в ГДР были утилизированы в 1981 году.

В ФРГ все BR80 работали в депо Гемюндена, Дортмунда и Ингальштадта. Затем их передали в Швайнфурт. Последний паровоз серии BR80 был выведен из эксплуатации в ФРГ в Швайнфурте в 1965 году. 6 таких паровозов за номерами 013, 014, 030, 036, 038, 039 были проданы на промышленные предприятия и шахты в Рурской области (Ruhrkohle AG), где проработали до 1977 года.

На сегодняшний день Всего сохранилось семь штук паровозов класса BR80:

  • 80 009 принадлежит частному владельцу Петеру Хашке и стоит в его саду
  • 80 013 (заводской No 1227, 1927) эксплуатируется в Немецком музее паровозов в Нойенмаркт-Вирсберге
  • 80 014 был косметически отреставрирован и находится в Южногерманском железнодорожном музее в Хайльбронне
  • 80 023 принадлежит Музею транспорта Дрездена с 1981 года
  • 80 030, в фотоливрее находится в Бохумском железнодорожном музее Дальхаузена и в настоящее время экспонируется в железнодорожном музее в саксонском городе Хемниц
  • 80 036 в Голландии, собственность товарищества любителей паровозов
  • 80 039 работает и используется Музейной железной дорогой Хамма для специальных поездов.

Поскольку класс BR80 строился по единым стандартам, то как не трудно догадаться у всех настоящих паровозов класса BR80 было три, а не две колёсные оси.

Таким образом, модель BR80 с недостающей колёсной осью является как не соответствующей прототипу. По одной из версий это произошло из-за банальной халатности производителей (якобы они перепутали корпус с основанием, которое делалось для другого паровоза или вообще для других целей). Согласно другой версии это было сделано намерено, чтобы отличить стартовые наборы для детей от моделей, предназначенных для настоящих морских (железнодорожных) прожжённых моделистов.

Теперь посмотрим на модели

-5

Это та самая модель с двумя колёсными парами. В наши дни является самой ходовой моделью, поступающей в продажу. Производится в таком варианте аж с 1964 года. Продавалась как в наборе, так и отдельно. Причём двухосные модели 60-х годов выпуска отличаются от моделей, выпущенных в 80-е годы. На видео одного любителя ж.д. моделизма это наглядно демонстрируется (см. ниже).

В те же годы был относительно редкий набор фирмы PIKO, который комплектовался юниорским паровозом BR80 по конструкции сильно отличавшимся от всех остальных вариантов BR80 от PIKO. Скорее всего это переходный вариант между самым старым вариантом с мотором у которого вал расположен поперечно (полнокулисный вариант) и последующими вариантами с четырёхугольным мотором. Ну и цвет корпуса - серый (не крашенный), явно намёк на эпоху DGG времён Второй мировой. Но на корпусе нет никаких надписей и опознавательных знаков. Судя по отзываем, ходовые качества прекрасные, света нет в обе стороны, кулисный механизм не полный.

-6
-7
-8

Трёхосная модель BR80

Тот читатель, который до конца смотрел вышеупомянутый видос, точно ответит, что такая модель была и есть.

BR80 трёхосный
BR80 трёхосный

Выпускалась данная модель аж с 1954 года. И при этом с более менее читаемыми надписями и бортовым номером 018. К слову сказать с таким номером 018 выпускался и двухосный вариант о котором говорил выше. С 1991 года какое-то время продавали модель с бортовым номером 005. Реальный прототип с бортовым номером 018 был построен Акционерным обществом по локомотивному строительству Гогенцоллерн в 1928 году. После второй мировой войны оказался на территории ГДР (DR).

В наши дни все известные модели BR80 от разных производителей являются трёхосными.

-10