Сегодня рассмотрим такую тему как детализация расчетов в договоре. Считаю данную тему актуальной, т.к. при выборе учета ведения договоров важно заранее продумать с какой детализацией будет происходить учет.
Почему же необходимо заранее определиться с детализацией ведения учета? А все, потому что в последствии нельзя будет просто изменить данный реквизит, необходимо будет закрывать текущий договор и создавать новый в системе, а сальдо взаиморасчетов переносить взаимозачетом задолженности. Т.е. если просто поменять данный реквизит в системе, а на него уже созданы документы, то произойдет сбой в регистрах. Т.к. старые документы будут проходить по старому ключу аналитики. Соответственно, взаиморасчеты никогда не схлопнутся.
Хотелось бы отметить, что 1С: ERP очень прихотлива к ведению взаиморасчетов. Малейшее несовпадение в регистрах и, например про зачет авансов можно забыть.
В 1С: ERP предусмотрено 5 вариантов детализации расчетов в договоре:
1. По договорам;
2. По заказам;
3. Аванс по договорам, долг по накладным;
4. Аванс по заказам, долг по накладным;
5. По расчетным документам.
Рассмотрим каждый из вариантов.
ПО ДОГОВОРАМ.
Вариант «По договорам» является самым простым. В данном случае объектом расчетов является сам договор.
В документах оплаты, прихода/отгрузки объект расчетов – договор.
Зачет авансов в таком случае происходит автоматически.
Если в вашей организации нет какого то сложно учета договоров и не требуется особая детализация, а договоры нужны только для проведения взаиморасчетов с контрагентами, то это самый лучший вариант.
ПО ЗАКАЗАМ.
Данный вариант ведения взаиморасчетов подойдет для тех, кто хочет вести взаиморасчеты полностью обособленно.
В варианте «По заказам» объектом расчетов является заказ поставщику/заказ клиента. Это более углубленный уровень детализации. Все операции необходимо проводить именно по заказу. В таком случае анализ будет происходить по заказу.
В документах оплаты, прихода/отгрузки объект расчетов – заказ поставщику/заказ клиента. Зачет авансов произойдет автоматически.
АВАНС ПО ДОГОВОРАМ, ДОЛГ ПО НАКЛАДНЫМ.
Данный вариант ведения взаиморасчетов подойдет тем, кому необходимо вести авансы в целом на договоре, а окончательные расчеты закрывать обособленно на каждый документ отгрузки/прихода.
Вариант немного сложнее, потому что предусматривает ручной зачет авансов.
А также в документах оплаты фигурируют разные объекты расчетов:
- Аванс – договор;
- Окончательный расчет – документ прихода/отгрузки;
Для того, чтобы произвести зачет аванса необходимо в документе прихода/отгрузки нажать на команду «Зачет оплаты».
Откроется дополнительное окно, которое представляет из себя 2 части: наверху весь список авансов, которые отнесены на данный договор; внизу список зачтенных.
Необходимо выбрать строку и нажать на команду «Зачесть платеж» и строка переместиться в нижнюю часть. Можно также зачитывать только часть аванса. Для этого в нижней части формы в реквизите «Зачтено» укажите нужную сумму. А далее необходимо нажать на команду «Выполнено».
Если же мы хотим отменить зачет аванса, то можно воспользоваться командой «Отменить».
После данного действия система сформирует проводки по зачету авансов.
АВАНС ПО ЗАКАЗАМ, ДОЛГ ПО НАКЛАДНЫМ.
Данный вариант ведения взаиморасчетов подойдет тем, кому необходимо вести авансы в целом на заказе, а окончательные расчеты закрывать обособленно на каждый документ отгрузки/прихода.
Вариант также предусматривает ручной зачет авансов.
В документах оплаты фигурируют разные объекты расчетов:
- Аванс – заказ клиента/заказ поставщику;
- Окончательный расчет – документ прихода/отгрузки;
Для того, чтобы произвести зачет аванса необходимо в документе прихода/отгрузки нажать на команду «Зачет оплаты».
Откроется дополнительное окно, которое представляет из себя 2 части: наверху весь список авансов, которые отнесены на данный договор; внизу список зачтенных.
Необходимо выбрать строку и нажать на команду «Зачесть платеж» и строка переместиться в нижнюю часть. Можно также зачитывать только часть аванса. Для этого в нижней части формы в реквизите «Зачтено» укажите нужную сумму. А далее необходимо нажать на команду «Выполнено».
Если же мы хотим отменить зачет аванса, то можно воспользоваться командой «Отменить».
После данного действия система сформирует проводки по зачету авансов.
ПО РАСЧЕТНЫМ ДОКУМЕНТАМ.
Это, пожалуй, самый прихотливый вариант ведения взаиморасчетов по договору. Т.к. это самая мелкая детализация. Также предусматривает ручной зачет авансов.
В документах оплаты фигурируют разные объекты расчетов:
- Аванс – само на себя. Как это выглядит в системе представлено на скрине ниже;
- Окончательный расчет – документ прихода/отгрузки;
Для того, чтобы произвести зачет аванса необходимо в документе прихода/отгрузки нажать на команду «Зачет оплаты».
Откроется дополнительное окно, которое представляет из себя 2 части: наверху весь список авансов, которые отнесены на данный договор; внизу список зачтенных.
Необходимо выбрать строку и нажать на команду «Зачесть платеж» и строка переместиться в нижнюю часть. Можно также зачитывать только часть аванса. Для этого в нижней части формы в реквизите «Зачтено» укажите нужную сумму. А далее необходимо нажать на команду «Выполнено».
Если же мы хотим отменить зачет аванса, то можно воспользоваться командой «Отменить».
После данного действия система сформирует проводки по зачету авансов.