Найти в Дзене

Патриотизм как убеждение и политическая идеология

Понятие патриотизма представляется большинству людей крайне простым и легко сводимым к формуле "любовь к Родине". Это действительно так, однако, данное понимание недостаточно конкретно и нуждается в уточнении и прояснении. Патриотизм на уровне отдельной личности Стоит начать с рассмотрения феноменологической стороны патриотизма, то есть, того, как его описывают люди, испытывающие его. Безусловно, здесь могут быть немного разные трактовки, поскольку внутренний мир каждого человека отличается, но мы можем выделить основные моменты. Перво-наперво стоит разделить патриотизм по отношению к малой Родине и большой. Патриотизм малой Родины является более конкретным, потому что он связан с личным опытом конкретного человека: с приятными воспоминаниями о месте, где он вырос, гулял, тусовался с друзьями. Поэтому для него важно помогать развиваться этому месту, и из этого и вытекают его патриотические чувства. Патриотизм по отношению к большой Родине, в свою очередь, носит более абстрактный характ

Понятие патриотизма представляется большинству людей крайне простым и легко сводимым к формуле "любовь к Родине". Это действительно так, однако, данное понимание недостаточно конкретно и нуждается в уточнении и прояснении.

Патриотизм на уровне отдельной личности

Стоит начать с рассмотрения феноменологической стороны патриотизма, то есть, того, как его описывают люди, испытывающие его. Безусловно, здесь могут быть немного разные трактовки, поскольку внутренний мир каждого человека отличается, но мы можем выделить основные моменты.

Перво-наперво стоит разделить патриотизм по отношению к малой Родине и большой. Патриотизм малой Родины является более конкретным, потому что он связан с личным опытом конкретного человека: с приятными воспоминаниями о месте, где он вырос, гулял, тусовался с друзьями. Поэтому для него важно помогать развиваться этому месту, и из этого и вытекают его патриотические чувства.

Патриотизм по отношению к большой Родине, в свою очередь, носит более абстрактный характер, охватывает нечто большее, чем просто личный опыт человека, так как большая Родина недоступна человеку в конкретных чувственных переживаниях и может быть понята им лишь на более глубоком уровне психики. Психику человека можно представить иерархически, где на вершине иерархии находятся конкретные и очевидные переживания и образы, а внизу абстрактные и туманные. Патриотизм по отношению к малой Родине находится высоко в ней, а к большой - гораздо глубже. С этим связана трудность выражения патриотизма через язык конкретных понятий и образов, потому что глубинный уровень очевиден для нашего бессознательного, но не для нашего сознания. Однако, если мы хотим понять корень патриотизма, то необходимо опуститься именно на этот уровень, так как чем ниже уровень, на котором мы работаем, тем больше объем получаемого знания.

Так в чем же корень патриотизма? Если абстрагироваться от его конкретных проявлений и связать с более общими вещами, то его суть в том, что человек определяет себя как часть чего-то большего, чем он сам. В чем специфика этого процесса? Ведь человек может определять себя через нечто большее по совершенно разным основаниям. В патриотизме я бы выделил 2 критерия: единство времени и пространства и чувственных характер.

Первый критерий я бы прояснил следующим образом: Родина мыслится патриотом как единое, непрерывное развитие культурного, исторического и территориального единства. Это значит, что он определяет себя как часть страны, руководствуясь не частными критериями, а гораздо более общими. Применительно к России это значит, что патриот считает себя частью и древней Руси, и Московского царства, Российской империи, Советского Союза и современной России.

Суть второго критерия состоит в следующем: как мыслительные конструкции, так и чувственные переживания являются частью внутреннего феноменального опыта человека. Однако, они расположены в нашей психике «на разных этажах». Мыслительная конструкция находится на более поверхностном уровне, и она ближе к нашему сознанию, поскольку сконструирована средствами нашего рассудка. Чувственные переживания находятся более глубоко в нашей психике, поскольку конструируются не средствами рассудка, а с помощью непосредственного восприятия и оценки определенных образов, состояний и эмоций, переживаемых человеком.

Главное отличие патриотизма от идеологии состоит именно в этом – в чувственном характере. То есть, в отличие от идеологий по типу либерализма и марксизма, которые сформированы средствами нашего рассудка и являются мыслительной конструкцией, которую можно перестраивать как угодно, патриотизм является непосредственным чувственным переживанием человека, и это освобождает патриотизм от недостатков, свойственным мыслительным конструкциям.

Также, из вышесказанного вытекает более высокая мотивирующая степень патриотизма, ведь в отличие от идеологий, которые апеллируют к абстрактным идеям, патриотизм апеллирует напрямую к чувственному опыту. А к чему именно может смотивировать человека патриотизм, зависит от его характера и ценностей.

Патриотизм в политике

Прежде чем приступить к осмыслению патриотизма в политическом ключе следует обозначить одну важную вещь: любое понятие или концепция преломляются, если мы рассматриваем их через определенную призму. Приведу пример с понятием любви. Мы можем рассматривать ее культурологически (как она представлена в культуре), биологически (как механизм любви работает на уровне нашего организма), социологически (какие представления о ней существуют в обществе). Каждый подход имеет свои методологические ограничения. С патриотизмом та же история. Его рассмотрение через политическую призму сильно отличается от исследования патриотизма в феноменологическом ключе. Я веду к тому, что патриотизм в политике – не то же самое, что патриотизм на уровне отдельной личности. Многие люди совершают ошибку, игнорируя это разделение.

Рассматривая патриотизм на уровне политики важно обратить внимание на следующее обстоятельство: это довольно простой концепт, апеллирующий не к неким абстракциям, а к непосредственному феноменальному опыту человека. Это дает возможность привязать патриотизм к самым разным идеологиям. Например, он хорошо сочетается как с милитаризмом, так и с пацифизмом. Первая позиция может звучать так: "Я люблю свою Родину и своих соотечественников, поэтому готов защищать ее интересы с оружием в руках и считаю, что все люди, считающие себя патриотами, должны поступать так же." Вторая позиция может звучать так: "Я люблю свою страну и своих соотечественников, поэтому не хочу, чтобы они умирали на войне, если она не оборонительная, и считаю, что все люди, считающие себя патриотами, должны поступать так же." Как мы видим, патриотизм легко сочетается с противоположными позициями. Теперь встает 2 вопроса: как патриотизм сочетается с разными идеологиями на уровне конкретной личности? Как политики используют понятие патриотизма?

Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо вернуться к рассмотрению феноменологической стороны патриотизма. У каждого человека есть набор базовых ценностей и представлений, через призму которых он видит этот мир. Он определяет способ его мышления, речи и то, какие мировоззренческие системы ему ближе. Значит, он определяет и то, с какими идеологиями человек будет связывать патриотизм, если он является патриотом. Например, патриот более агрессивного и боевого характера скорее предпочтет милитаристский вариант патриотизма, а более спокойного и мирного склада - пацифистский. Здесь важно обратить внимание на одну деталь: когда мы рассматриваем патриотизм в политическом ключе, то он перестает быть просто чувственным феноменом, а трансформируется в мыслительную конструкцию. Это необходимый шаг для того, чтобы связать патриотизм с другими идеологиями и политическими концепциями. Многие люди упускают факт данной трансформации.

Ответ на второй вопрос более простой. Что такое политика? Это деятельность людей, направленная на регулирование и управление ресурсами власти. Из этого и вытекает ответ. Политики будут связывать патриотизм с теми идеологиями, которые им ближе и которые защищают их интересы. Каковы интересы правящей элиты, таков и будет патриотизм. Он может быть как милитаристким, так и пацифистским, как коммунистическим, так и либеральным.

Возможен ли патриотизм как полноценная политическая идеология? На мой взгляд, нет. Чтобы донести свою позицию, я проясню, что такое идеология и как она создается. Идеология - это набор идей и принципов, которые описывают проект устройства общества. Во-первых, патриотизм не является набором идей и принципов, поскольку имеет чувственную природу. Во-вторых, патриотизм не может предоставить никакого проекта, поскольку он может вырасти только из идей, принципов и концептов. Он может быть вплетен в качестве элемента в одну из идеологий, но эту тему мы обсуждали выше.

Заключение

Подводя итог, мы можем выделить следующие главные моменты: патриотизм – это чувственное переживание, а не рациональное, поэтому, чтобы его изучать, необходимо исследовать его психологическую сторону; патриотизм преобразуется в зависимости от того, через какую призму мы его исследуем; патриотизм невозможен как самостоятельная идеология, но может быть вплетен как элемент в другие политические концепции и идеологии.